Тема:

Судьба Святой Софии 2 месяца назад

Госдеп и страны Европы не поддержали решение Эрдогана по собору Святой Софии


EPA

В Русской православной церкви заявили – сожалеют о том, что собор Святой Софии стал мечетью. Не поддержали смену статуса храма Франция и Австрия. Разочарованы решением турецких властей и в Госдепе США. Там хотят получить подтверждение, что историческая достопримечательность останется доступной для всех посетителей.

В Русской православной церкви заявили – сожалеют о том, что собор Святой Софии стал мечетью. Не поддержали смену статуса храма Франция и Австрия. Разочарованы решением турецких властей и в Госдепе США. Там хотят получить подтверждение, что историческая достопримечательность останется доступной для всех посетителей.

История полутора тысячелетий, памятник всемирного наследия, храм, на протяжении десяти веков остававшийся крупнейшим во всем христианском мире. Стамбульская Айя-София теперь официально – мусульманская мечеть. Буквально за несколько минут до того, как резолюция турецкого Госсовета была обнародована, в ЮНЕСКО пытались призвать к диалогу. Напоминали о международных обязательствах и последствиях для всего человечества, но было слишком поздно.

"Святая София в качестве части "Исторических районов Стамбула" входит в список всемирного наследия как музей. Это влечет за собой ряд правовых обязательств и обязанностей. Таким образом, государство должно обеспечить, чтобы исключительная всеобщая ценность объектов на этой территории никак не изменялась".

Всеобщая ценность, о которой говорят в ЮНЕСКО, – это уникальная история собора, с которой напрямую связано мировое христианство. Именно сюда в X веке прибыли посланцы князя Владимира. Их впечатления от посещения константинопольской Святой Софии во многом и определили историю Крещения Руси.

Не разрывать многовековую связь, способствовать объединению людей, а не их разделению призывал турецкие власти и предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл. И сегодня председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион назвал случившееся ударом по всему мировому православию.

"Этот храм является для нас символом. Это храм, в котором до сих пор чудом сохранились фрагменты мозаик. И сейчас многие, конечно, задаются вопросом, что произойдет с этими мозаиками. Потому что, когда храм впервые был превращен в мечеть, большинство мозаичных изображений было просто сбито молотками. И лишь небольшая часть сохранилась под штукатуркой. Вот что будет с этими мозаиками? Их собьют молотками? Их замажут штукатуркой? Или их каким-нибудь образом скроют от глаз тех мусульман, которые будут молиться в этом месте?", – размышляет митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион.

Любое изображение человека в мусульманской мечети категорически запрещено. Именно поэтому судьба фресок, а это лики Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, и вызывают опасения по всему миру. "Открытый вызов" – так решение Госсовета Турции восприняли в Греции. Министр иностранных дел назвала собор памятником "всего человечества независимо от религии".

"Никто не пытается вмешиваться во внутренние дела Турции. Тем не менее, собор Святой Софии, который находится на территории в Стамбуле, является памятником всего человечества, независимо от религиозной веры. Сегодняшнее решение, которое стало результатом проявления политической воли президента Эрдогана, – открытая провокация цивилизованному миру, который признает уникальную ценность и всемирную принадлежность этого памятника".

Решение Анкары осуждают и власти Кипра – глава МИД призывал Турцию уважать свои международные обязательства, очевидно, также намекая на общемировое значение Айя-Софии. Сопредседатель Совета по иностранным делам Евросоюза считает решение Госсовета "провоцирующим новые конфликты".

"Это решение не учитывает многие вещи, не учитывает многие точки зрения, не учитывает то обстоятельство, что храм не случайно внесен в сокровищницу мировой культуры, согласно решению ЮНЕСКО. Когда это решение принималось, конечно, имелось в виду то, что данное сооружение является не просто культовым сооружением, а исключительно важным местом, историческим сооружением, которое является священным для представителей нескольких конфессий", – говорит первый заместитель председателя комитета по международным делам ГД РФ Дмитрий Новиков.

Пересмотреть принятое решение Анкару призывают даже из-за океана. Сенатор Боб Менендес называет Айя-Софию "музеем для людей всех культур и вероисповеданий", который должен быть открыт и доступен каждому. Впрочем, в Анкаре заявляют, что на возможность попасть внутрь изменение статуса никак не повлияет: мечеть будет открыта как для верующих, как и для светских посетителей. Как уточнил спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп, первый намаз в Святой Софии проведут не позднее следующей пятницы.