Подмена понятий от профессора Гусейнова

Характеристика страшного теракта с захватом заложников на Дубровке от Гасана Гусейнова: "Факт остаётся фактом: это была национально-освободительная борьба чеченского народа".

Характеристика страшного теракта с захватом заложников на Дубровке от Гасана Гусейнова: "Факт остаётся фактом: это была национально-освободительная борьба чеченского народа".

Гусейнов – тот самый профессор Высшей школы экономики, чьи нашумевшие заявления про "клоачный русский язык" в своё время обсуждали все, кому не лень. Он же ныне отметился в комментариях на странице в Facebook (запрещена в РФ) у журналиста Анны Наринской, а конкретно – согласился с приведённым там тезисом покойной американской леволиберальной писательницы Сьюзан Зонтаг, которая вполне нейтрально, чтобы не сказать – позитивно, оценивала нападение вооружённых боевиков на здание театра осенью 2002 года. А теперь, выходит, она получила горячую посмертную поддержку от российского учёного-филолога, сотрудника авторитетного и уважаемого во всём мире вуза. И тут уж хочешь, не хочешь – на ум приходит слово "провокация".

"Я осуждаю терроризм во всех его проявлениях, а внимание СМИ к моей персоне считаю преувеличенным". Так ответил Гасан Гусейнов на просьбу прокомментировать волну возмущения, которая прокатилась в Сети после его комментария поста журналиста Анны Наринской об интервью, взятом у американской писательницы Сьюзен Зонтаг, назвавшей теракт на Дубровке "освободительной борьбой чеченского народа". Гусейнов пишет, мол, всё правильно она сказала.

"Надо просто читать то, что написано, и не придумывать лишнего. Вот что могу сказать. Абсолютно вырвали из контекста. Обсуждался комментарий Сьюзен Зонтаг, интервью с ней, которая брала Наринская в 2002 году. Конечно же, обсуждался террор, осуждался террор как некая фаза в национально-освободительной борьбе. Вот и всё", – утверждает доктор филологических наук, профессор ВШЭ Гасан Гусейнов.

В самой Чечне говорят, что прежде, чем делать такие заявления, стоит подробнее ознакомиться с историей республики. Руководитель информационного управления главы и правительства Чеченской Республики Ильман Вахидов напоминает: "Что тогда делали иностранные наёмники в Чеченской Республике, если это была национально-освободительная война?. Теракт ничему не может быть оправданием. А национально-освободительное движение в Чечне никогда не было. К примеру, в 2002 году случилась трагедия на Дубровке. В том же 2002 году осенью прошел конгресс чеченского народа, организованный Ахматом Хаджи Кадыровым, в котором жители Чечни выразили свою готовность голосовать. Менее чем через полгода – в марте 2003 года – прошёл референдум, на котором подавляющим большинством голосов Конституция Чеченской Республики была принята".

Гусейнов – действующий преподаватель, автор нескольких книг и более чем сотни статей по филологии, современной политике и литературе. Блогер Сергей Колясников поясняет свои действия: "Я написал заявление в ФСБ, естественно, в Администрацию президента и в Генеральную прокуратуру. Вопрос-то такой: куда он дальше пойдет после этого? Сейчас у нас освободительная борьба в видео теракта в "Норд-Осте". Что он следующее назовёт "освободительной борьбой"? Беслан? Где вот эта грань? Он заявляет, что он не понимает ту грань, которую он перешёл. Он прекрасно всё понимает, он лжёт! Такие, как Гусейнов, не должны подобные идеи заливать в наших студентов".

В Высшей школе экономики, где читает лекции Гусейнов, сказали, что юристы дадут правовую оценку комментариям профессора – в вузе есть внутренний регламент на этот счёт. Директор по связям с общественностью Высшей школы экономики Андрей Лавров подчеркивает: "Позиция Высшей школы экономики сводится к тому, что считаем неприемлемым оправдание террористических актов любыми историческими, экономическими, социальными или какими-то другими событиями. Естественно, мы дадим правовую оценку тем комментариям, которые спровоцировали эту дискуссию, в рамках нашей внутренней работы".

Вот новый пост Гусейнова в Facebook: "Террор объясняется многими причинами, в том числе, национально-освободительной борьбой". Политический обозреватель газеты "Комсомольская правда" Аббас Джума так комментирует это высказывание: "Господин Гусейнов занимается откровенной софистикой, говоря, что "я не оправдываю терроризм, я лишь объясняю действия террористов". Так вот, господин Гусейнов! Объяснять действия террористов, искать в их действиях рациональное зерно есть не что иное, как оправдание терроризма".

Есть такая уголовная статья вообще-то. Коллеги Гасана Гусейнова называют его комментарии "неисторичными" и "аморальными". Есть в чём разобраться вузовской Комиссии по этике. Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Дмитрий Суслов отмечает: "Здесь напрямую морально-этическое преступление, это очевидно. Предлагается принести извинения. Если подобного рода действия не совершаются, тогда сотрудник увольняется. Могу предположить, что подобные оценки являются результатом его общей политической позиции, которая в данном случае совпадает с политической позицией и политическими целями многих российских недоброжелателей, которые в конце 90-х – 2000-х обвиняли Россию в подавлении народно-освободительного движения на Кавказе".

Тогда на Северном Кавказе и талибы были, и "Аль-Каид (запрещена в РФ)а" (запрещена в РФ) – по сути, международный терроризм. И в этом контексте слова филолога Гусейнова о якобы "освободительной борьбе" звучат ещё более двусмысленно.