Барсы на свободе: на Северном Кавказе планомерно реализуют программу сохранения исчезающих видов

Двух хищников из сочинского Центра восстановления леопардов выпустили в Северной Осетии. Теперь они обоснуются в одном из заказников. Всего к 2030 году в горах Кавказа планируют расселить 30 леопардов.

Двух хищников из сочинского Центра восстановления леопардов выпустили в Северной Осетии. Теперь они обоснуются в одном из заказников. Всего к 2030 году в горах Кавказа планируют расселить 30 леопардов.

Первым выпускают Батраза. Как и положено мужчине, он стремительно исчезает в зарослях лесной чащи. А вот Агунда, как истинная леди, без аплодисментов не уходит. Это в Осетии им дали имена героев Нартского эпоса. А ещё утром из центра разведения и реабилитации переднеазиатского леопарда в Сочинском национальном парке они уезжали, как Баксан и Агура. Оба с богатой родословной. Его родители из Франции и Чехии, ее – из Ирана и Таджикистана. Теперь их объединяет осетинская прописка.

Всего доля секунды, а событие планетарного масштаба с поправкой на Красную книгу. Программу возрождения переднеазиатских леопардов в России разработали ещё 15 лет назад. Но в активную фазу она вступила в 2016 году, именно тогда в дикую природу были выпущены первые особи. Батраз и Агунда стали вторым потоком для Северо-Осетинского региона. Их выбрали не случайно.

2 года назад на территорию нацпарка Алания уже была выпущена первая пара кавказских барсов. О судьбе Эльбруса до сих пор ничего не известно, он пропал в горах Северной Осетии. Эксперты не исключают, что он мог погибнуть под лавиной. Три экспедиции не дали точного ответа. А вот Волна чувствует себя хорошо, она уже освоилась в республике. Больше года с помощью ошейника за ней наблюдали специалисты. Иногда она заходит в гости в соседнюю Кабардино-Балкарию, но всегда возвращается домой. Кстати, Агунда – сестра Волны. Ранее в республику уже захаживали леопарды. Камеры Гизельдлнской и Зарамагской ГЭС в разные годы фиксировали животных в горах. Отчасти возвращение барсов в Осетию стало возможным, в том числе, благодаря этому.

За четыре года в кавказский экорегион было выпущено 10 особей переднеазиатского леопарда, двое погибли, один пропал без вести. За время жизни в дикой природе никто из них пока не дал потомства. И здесь быть первыми есть возможность у Агунды и Батраза. Сейчас им по два года.

Пока новоселы обживаются на новом месте в Северной Осетии, в Сочинском центре готовят ещё одну пару к выпуску, на этот раз в Дагестане. Своего рода курсы выживания в дикой природе проходит каждый претендент. Главное, чему учат леопардов, держатся от человека подальше. Шаг за шагом барсы возвращаются на Кавказ.