Тема:

Фильм "Холоп" 6 дней назад

Режиссер "Холопа" раскрыл секретную формулу успеха

Клим Шипенко

Клим Шипенко
http://www.kino-teatr.ru

Фильмы Клима Шипенко лидируют в прокате, их обсуждают, о них спорят, но непременно смотрят. 4 ноября в эфире телеканала "Россия 1" – премьера комедии "Холоп", побившей все рекорды по кассовым сборам в российских кинотеатрах. В эксклюзивном интервью режиссер картины раскрыл секретную формулу успеха и рассказал, ждет ли нас продолжение истории о приключениях во времени столичного мажора Гриши.

Клима Шипенко без преувеличения можно назвать одним из самых успешных режиссеров современности. Его фильмы бьют рекорды прокатных сборов, их обсуждают, о них спорят, но непременно смотрят. Он не старается подстроиться под аудиторию – просто всякий раз ставит себя на место самого строгого зрителя и делает все возможное, чтобы не разочароваться. 4 ноября телеканал "Россия 1" впервые покажет его комедию "Холоп" – о путешествиях во времени столичного мажора Гриши, который однажды вместо привычной мягкой постели просыпается в хлеву барской усадьбы XIX века без мобильного телефона и прочих атрибутов современности. Будет ли продолжение у самого кассового фильма в истории российского проката, и в чем заключается секретная формула режиссерского успеха? Об этом и многом другом Клим Шипенко рассказал в эксклюзивном интервью.

- Ваш фильм "Холоп" за время проката побил все рекорды по кассовым сборам. Вы предполагали, что картина будет иметь такой широкий успех у зрителей?

- Вы знаете, мы, конечно, надеялись, но таких беспрецедентных цифр просто не ожидали. Да и как на такое вообще можно рассчитывать? Когда поняли, что происходит, безусловно, обрадовались очень.

- Герой этого фильма – типичный представитель "золотой молодежи", который получает от жизни все. Вы часто сталкиваетесь в Москве с подобными персонажами? Может быть, перед глазами был конкретный пример?

- Я сейчас не очень часто вращаюсь в этой среде, но некоторое время назад действительно приходилось встречать таких людей. В "Холопе" мы придумали некий собирательный характер, это не портрет какого-то определенного человека.

- Вы переносите его в XIX век и превращаете в обычного холопа при дворе у барина. Почему решили обратиться именно к этой эпохе, а не к правлению Ивана Грозного, например, когда и наказания были жестче и времена тяжелее? В вашем фильме историческая правда имеет значение, или вы хотели создать эффектный образ прошлого?

- Скорее последнее. Это действительно некий обобщенный образ, который работает, прежде всего, на кинематографическую составляющую. Правдоподобие было соблюдено ровно в том объеме, который требовался для того, чтобы убедить героя в действительности происходящего. Вот и все. Ни больше и ни меньше. В определенной степени мы старались воссоздать эпоху, но все несоответствия, которые там присутствуют, допустимы в рамках условности нашего фильма. Он же попадает не в реальное прошлое, а в реконструкцию, созданную кем-то по мотивам собственных представлений об истории. Понимаете, какая игра получается?

- Да, конечно, двойная условность. А что было интереснее снимать: прошлое или современные реалии?

- Наверное, все же историю, потому что это совершенно другие фактуры. Современность окружает нас ежедневно, а вот антураж былых времен встречается гораздо реже. Поэтому снимать в тех декорациях было и необычнее, и интереснее.

- Любая хорошая комедия – это повод задуматься над собственными недостатками. Чему нас учит фильм "Холоп"?

- Мне кажется, тому, что надо оставаться человеком в любой ситуации. Никогда не забывать о том, что к тебе могут относиться так же, как ты относишься к другим. И тогда есть шанс, что ты найдешь себя, найдешь любовь и станешь немного счастливее.

- Летом вы говорили, что размышляете о сиквеле "Холопа". Ждет ли нас продолжение истории о приключениях Григория во времени?

- В данный момент этот мыслительный процесс активно продолжается, но никакой определенности пока нет. Мы думаем и пытаемся сделать так, чтобы сиквел не просто не разочаровал, а еще больше порадовал зрителей. Это процесс нелегкий, и мы должны подойти к нему со всей ответственностью.

- Тем более, что после грандиозного триумфа первого фильма планка поставлена уже достаточно высоко. Как вы считаете, успешные фильмы вообще нуждаются в продолжении?

- Почему нет? Зритель полюбил этих героев и наверняка захочет увидеть их снова, еще раз посмеяться или поплакать вместе с ними. Я сам очень радуюсь, когда выходит продолжение фильмов, которые мне нравятся. Да, иногда случается так, что они разочаровывают, но бывает и нет.

- Можете назвать три главных признака хорошей комедии?

- Прежде всего, это обаятельные герои, которым ты симпатизируешь. Второй фактор – конечно, юмор, а третий – красота, которая радует глаз и от нее невозможно оторваться. Наверное, так.

- В последнее время ваши фильмы постоянно на слуху. "Холоп" побил рекорд по кассовым сборам, "Текст" не обсуждал только ленивый, и кажется, что вы смогли вывести секретную формулу режиссерского успеха. Можете поделиться?

- Знаете, она достаточно проста. Я ставлю себя на место самого взыскательного зрителя и абсолютно искренне пытаюсь себя удивить. При этом зацепить меня очень сложно, я весьма придирчивый и насмотренный.

- Возможно, именно по этой причине вы не хотите останавливаться в поисках и всякий раз обращаетесь к полярным жанрам: романтическая мелодрама "Любит не любит", жесткий и реалистичный "Текст", смешной и сказочный "Холоп" – что дальше?

- А зачем останавливаться? Мне нравится это исследование кинематографических жанров, и я хочу попробовать себя в разных формах – таков мой способ жить полной кинематографической жизнью. Это же не значит, что я никогда не вернусь и не сделаю еще одну драму или комедию, нет. Просто, если есть возможность попробовать что-то другое, почему бы этого не сделать? Сейчас, к примеру, я работаю над фильмом "Декабрь" о последних днях жизни Сергея Есенина. Это будет драматический триллер с элементами фантасмагории.

- Герой какого из ваших фильмов вам по-человечески ближе всего?

- Я думаю, это главный персонаж фильма "Любит не любит", которого сыграл Максим Матвеев.

- С вами тоже происходили подобные метания?

- Да. Конечно. Вообще все мои фильмы в определенной степени автобиографичны, а герои в чем-то схожи со мной.

- Существует ли такой фильм, о котором вы могли бы сказать: "Жаль, что его снял не я"?

- Конечно. Таких фильмов много. Например, я с удовольствием стал бы режиссером фильма "Крестный отец".

- Вы учились снимать кино в Америке, но работать вернулись в Россию. Вам не хотелось покорять Голливуд?

- Почему? Хотелось, хочется, и я это делаю. Для этого не обязательно там находиться физически.

- Если бы перед вами стоял такой выбор: снять еще один фильм, который снова соберет кассу в три миллиарда, или создать кино, потенциально способное получить "Оскар", что бы вы предпочли?

- "Оскар", конечно – касса уже есть (смеется).

- Должно ли кино подстраиваться под запросы зрителей или все-таки режиссер должен воспитывать свою аудиторию?

- Думаю, и то, и другое. Сначала ты должен втереться в доверие к зрителям и сказать им: "Ребята, я свой. Я вас слышу, и я о вас думаю". А потом их перевоспитать под себя, оставаясь при этом в постоянном и непрерывном диалоге.

- "Холопа" в кинотеатрах посмотрели 11 миллионов зрителей, но телеаудитория гораздо шире. Что бы вы хотели пожелать тем, кто впервые посмотрит ваш фильм в эфире телеканала "Россия 1"?

- Только радости от просмотра, ведь именно для этого мы и снимали кино – чтобы поднять людям настроение и дать возможность немного отдохнуть.

4 ноября, в День народного единства, в 21:30 не пропустите премьерный показ фильма "Холоп", а также другие кинохиты с участием любимых актеров в эфире телеканала "Россия 1".

Александра Мартынова, Вести.Ru