МКС отмечает юбилей

Международной космической станции исполняется 20 лет. В планах использование ее при экспедиции на Луну.

Передовой рубеж мировой науки – Международная космическая станция в эти дни отмечает 20-летний юбилей. Именно в конце октября 2000 года с Байконура стартовал корабль, доставивший на МКС ее первую основную экспедицию, которая провела на орбите более полугода. Сейчас на станции работает уже 64-й по счету экипаж.

Единственное место, где можно увидеть Международную космическую станцию в полной комплектации – это музей космонавтики в Москве.

Вот она. Ну, понятно, что это макет. Здесь все 15 модулей. И можно спокойно их рассмотреть и попытаться понять, как это работает.

И еще – линейные размеры станции 110 метров на 73. Это как настоящее футбольное поле. Только представьте – футбольное поле летает в космосе.

Она такая огромная, что ее можно увидеть с Земли невооруженным взглядом. Самая яркая звезда на небосклоне – звезда по имени МКС.

"Сейчас в Интернете можно легко найти, когда над вашим регионом будет пролетать МКС. Вы увидите очень яркую точку. Ее ни с чем не спутаешь. Ярче, наверное, только Луна и Солнце", – говорит Юрий Усачёв, лётчик-космонавт, Герой России

Точный график пролета на сайте того же музея космонавтики.

Ну, а началась история МКС еще тогда, когда на орбите летали обе ее предшественницы: "Салют-7" и "Мир". Американцы предложили построить новую международную станцию. Откликнулись еще 15 стран.

20 ноября 1998 года российская ракета-носитель Протон-К выводит на орбиту первый модуль – функционально-грузовой блок "Заря". Еще через две недели американский шаттл Endeavour пристыковывает модуль Unity.

Еще через 3 дня на новую станцию входит смешанный российско-американский экипаж. От нас первооткрывателем – в самом прямом смысле – стал Сергей Крикалев.

И он же вместе Юрием Гидзенко и американцем Биллом Шепардом в ноябре 2000 года заселял станцию, которая тогда состояла уже из трех модулей.

"У нас был усиленный экипаж, который компоновался таким образом, чтобы в случае возникновения каких-то нештатных ситуаций с максимальной вероятностью решить все проблемы и сделать так, чтобы станция ожила", – рассказывает Сергей Крикалев, летчик-космонавт, Герой России, исполнительный директор "Роскомоса" по пилотируемым космическим программам.

"Сергей и Юрий были очень опытными. Я сжимал кулаки, потому что мы долго ждали, до того момента, когда это случилось", – говорит Уильям Шеперд астронавт NASA, командир экспедиции МКС-1.

"Когда открыли люки и перелетели в станцию, поняли, что мы прилетели к себе домой", – вспоминает Юрий Гидзенко, лётчик-космонавт, Герой России, первый заместитель руководителя полётами
в главной оперативной группе РКК "Энергия".

Она и правда стала самым настоящим домом для 248 космонавтов и космических туристов. Даже правильнее сказать, дворцом – внутренний объем всех помещений сейчас больше – 900 кубометров.

Ну, а американцы, тогда конечно порадовались успешному началу такого большого дела, но не преминули вставить шпильку.

"МКС "опоздала" с запуском более чем на два года из-за экономических проблем в России, которые остановили сборку космической станции", – сообщала 1 ноября 2000 года газета The New York Times.

За прошедшие 20 лет МКС стала настоящей летающей лабораторией мирного научного сотрудничества. Медико-биологические исследования, производство высокотехнологических материалов и биопрепаратов, астрофизические исследования, изучение атмосферы и поверхности Земли.

3D-биопринтер для выращивания живых тканей. Один из самых интересных экспонатов в музее космонавтики. Точно такой же сейчас работает на МКС.

"Это очень интересный экспонат. Он позволяет печатать ткани и органы живых существ в космосе", – пояснил Денис Прудник, старший научный сотрудник музея космонавтики.

Печатать на нем можно и продукты питания для космонавтов – это тоже в планах для полетов к дальним планетам с околоземной орбиты. Ну как об этом не мечтать?

"Нас так обнадежили с Луной, как предполагается использовать МКС?" – спросил я у Крикалева.

"Уже задействуется. С самых первых экспедиций я говорил: давайте относиться к станции, как некоему опытному полигону для будущих полетов", – ответил он.