В Пензе конструкторы разрабатывают авиатренажер для тренировки катапультирования

На базе пензенского технопарка разрабатывают тренажер, который учит правильно покидать кабину самолета в случае ЧП.

Безопасное катапультирование. На базе пензенского технопарка разрабатывают тренажер, который учит правильно покидать кабину самолета в случае ЧП, передает ГТРК "Пенза".

Рассчитать с точностью до миллиметра. Тут все по-настоящему. И хотя этот полет учебный, а пилот сейчас — на земле, в безопасности, шлем и защитные ремни он обязан надеть.

"Штатный шлем укомплектован гарнитурой, через которую пилот общается с инструктором. Он получает указания для выполнения его упражнения. Указания соответствуют реальным командам, которые получает летчик от своего командира. Штатная привязь — это стандартная комплектация летчика для полета. Она у нас используется и все действия, которые совершает летчик в упражнении, соответствуют его реальным действиям в процессе обычного полета", — рассказал главный конструктор тренажера катапультирования Роман Голубев.

Процедурный тренажер катапультирования сделан по заказу Минобороны. Это первый в своем роде опытный образец, который спроектировали и собрали пензенские конструкторы. Он нужен для того, чтобы научиться ориентироваться в экстремальных условиях и принимать единственно верное решение, которое в реальных условиях спасет жизнь. В кресло вмонтированы специальные датчики, они контролируют положение пилота в пространстве. Тот, кто проходит тренировку, не знаком с прописанным ранее сценарием и должен сам выбрать нужный момент для катапультирования. Малейшая неточность — и установка выдаст ошибку. Умная система подскажет инструктору, что пилот сделал неправильно.

"Зеленые точки на мониторе — это места крепления датчиков, которые фиксируют действия пилота при выполнении упражнения катапультирования. Если они не сработали, они станут красными. Инструктор это увидит, и программа зафиксирует тоже", — добавил конструктор.

Отработать навыки пилота до автоматизма. На пензенских авиатренажерах учатся летать в Энгельсе, Краснодаре, Липецке и Воронеже. Такими установками, а всего их по стране 60, оснащены ведущие центры профподготовки и авиаучилища. Основные заказчики — компания "Туполев" и Минобороны.

Тренажер — точь-в-точь кабина истребителя Л-39. Здесь все настоящее: есть штурвал, приборная панель, датчики и индикаторы. Можно выбрать любую погоду для полета: солнечно, ясно, дождь или снег. Слышно даже шум двигателей. Все для того, чтобы пилот ощутил нереальное чувство реального полета.

Эта установка — целиком российского производства. Система подвижности — яркий пример импортозамещения. Отечественная разработка служит платформой для любого летательного аппарата и имитирует движение борта в воздухе.

"Совместным решением министерства обороны и Минпромторга являемся официальными правопреемниками ПКБМ. Нам переданы все функции разработчика и вся документация, которая хранилась. Кстати, 75 лет в этом году будет пензенскому авиационному тренажеростроению. Продукция сейчас очень даже востребованная. В настоящий момент мы обеспечены заказами по 2025 год", — пояснил первый заместитель генерального директора ООО "ЭСВО", главный конструктор Александр Васильев.

Тренажерами пензенского производства пользуются в 35 странах мира. По линии Гособоронзаказа в работе на предприятии сейчас семь изделий. Эти две учебные кабины самолета Л-410 привезли из Ртищево. Их модернизируют, а уже в феврале-марте отправят заказчику.