Сперматозоиды отравляют соперников, чтобы первыми добраться до яйцеклетки

Некоторые сперматозоиды используют неожиданные средства, чтобы получить преимущество перед остальными.

T-сперматозоид (t) выигрывает в гонке "на выживание", заставив своего соперника (+) двигаться по кругу.

Иллюстрация Alexandra Amaral/ MPI for molecular Genetics

Не все играют по правилам, когда победу получает лишь тот, кто придёт первым. Учёные с удивлением обнаружили, что это верно в том числе для сперматозоидов.

Оказалось, даже сперматозоиды пользуются "грязными трюками", чтобы проложить себе путь к победе. Учёные из Института Макса Планка в Берлине обнаружили, что половые клетки с определённой вариацией ДНК могут повлиять на способность своих сородичей ориентироваться в пространстве. Исследование было опубликовано в издании PLOS Genetics.

Причина такой "подлости" была обнаружена на 17-й хромосоме в гаплогруппе T, в данной работе она обозначена как T-вариант (t-variant).

Учёные обратили внимание, что мыши с этим вариантом ДНК передают свои черты потомкам необычным образом. Так, детёныши мышей с двумя разными хромосомами (с T-вариантом и без него) наследует T-вариант в 99 случаях из 100. То есть Т-вариант явно "лидирует". Но природой не предусмотрен такой расклад: согласно законам генетики, наследуемые черты должны распределяться равномерно.

Ещё интереснее тот факт, что мыши, у которых обе хромосомы носят T-вариант, абсолютно бесплодны.

Выяснив всё это, исследователи подробно рассмотрели процессы, происходящие в половых органах лабораторных мышей с этим необычным генотипом. В итоге они обнаружили довольно любопытный пример "неспортивного" поведения генов.

Ещё до того как сперматозоид сформирован, и в клетке ещё присутствуют две хромосомы – обычная и "с тузом в рукаве" – T-вариант блокирует способность сперматозоида двигаться к яйцеклетке, по сути, отравляя половую клетку. Хитрость же заключается в следующем: когда происходит мейоз (расщепление клетки пополам), и из неё формируются два сперматозоида, в одном остаётся обычная хромосома, а во втором – "хромосома-мошенница". В этот момент T-вариант разблокирует способность "своего" сперматозоида активно перемещаться.

"Представьте себе марафон, в котором вода всех участников отравлена, но у некоторых есть противоядие", – объясняет Бернард Херрманн (Bernhard Herrmann), директор Института Макса Планка в Берлине.

При этом по иронии судьбы, если у обеих хромосом, участвующих в гонке, есть T-вариант с антидотом, никто из участников не выигрывает: они все будут отравлены чрезмерным количеством "допинга".

Таким образом учёные впервые пронаблюдали, как получает преимущество этот вариант ДНК.

Добавим, что исследование, проведённое на мышах, напрямую неприменимо к людям. И всё же, чем больше мы знаем о химических тонкостях размножения животных, тем лучше мы разбираемся в эволюции репродуктивной системы человека.

Ранее Вести.Ru писали о том, что некоторые сперматозоиды, наоборот, могут помогать друг другу добраться до яйцеклетки, но при этом она сама выбирает победителя. Кроме того, механизм, замедляющий движение сперматозоидов, был использован для создания мужского контрацептива.