Звёзды и звёздные системы 1 год назад

Учёные объяснили Великое затемнение сверхгиганта Бетельгейзе

Снимки Бетельгейзе, полученные с помощью "Очень большого телескопа". Перевод Вести.Ru.

Иллюстрация M. Montargès et al./ESO.

На этой иллюстрации можно увидеть расположение Бетельгейзе в созвездии Ориона. Сверхгигант находится в правом плече лучника.

N. Risinger/ESO.

Астрономы изучили снимки, сделанные во время самого сильного снижения яркости Бетельгейзе за всю историю наблюдений, и нашли причину удивительного явления.

В 2019 году одна из крупнейших известных астрономам звёзд, красный сверхгигант Бетельгейзе, резко начала тускнеть. Учитывая, что Бетельгейзе уже считается "пожилой" звездой и готова в любой момент превратиться в сверхновую, многие учёные пришли к выводу, что её "потемнение" говорит о скором завершении жизненного цикла звезды.

Однако эти выводы оказались поспешными. Используя изображения, полученные с помощью "Очень большого телескопа" (VLT), исследователи попытались понять, что же происходит с Бетельгейзе.

Астрономы изучили, как именно менялась яркость красного сверхгиганта. К слову, размеры и яркость Бетельгейзе позволяли наблюдать этот процесс даже невооружённым глазом. Однако с помощью крупнейшего в мире телескопа делать это было гораздо сподручнее.

"В этот раз мы увидели, как облик звезды меняется в реальном времени в течение нескольких недель", – отметил ведущий автор работы Мигель Монтаргес (Miguel Montargès) из Парижской обсерватории.

К слову, это единственные снимки, которые показывают изменение яркости звезды с декабря 2019 года по апрель 2020 года.

У исследователей было два предположения, почему свет этой звезды мог так резко потускнеть.

Это могло произойти из-за появления огромного холодного участка на её поверхности. У красных сверхгигантов могут образовываться очень большие зоны конвекции, из-за чего на их поверхности можно наблюдать горячие и холодные области.

Также причиной этого явления могло быть гигантское пылевое облако, заслонявшее звезду от обзора с Земли.

Результаты исследования, опубликованного в знаменитом научном журнале Nature, говорят о том, что оба предположения частично верны.

Поверхность звезды постоянно меняется, периодически выпуская огромные пузыри газа. Авторы работы предполагают, что один из таких пузырей "лопнул" и покинул поверхность Бетельгейзе.

Учёные предполагают, что участок, где это произошло, в скором времени остыл, а перепада температуры было достаточно для конденсации газа. Из-за этого процесса около поверхности звезды могло образоваться большое облако пыли.

Любопытно, что из него позднее могут образоваться планеты, на которых может зародиться жизнь.

"Пыль, выпускаемая холодными звёздами на поздних этапах эволюции, как тот выброс, что мы только что пронаблюдали, может впоследствии стать строительным материалом для планет земной группы и жизненных форм", – добавила соавтор исследования Эмили Кэннон (Emily Cannon) из Лёвенского католического университета.

Бетельгейзе крупнее Солнца примерно в 17 раз. Эта массивная звезда может вспыхнуть в виде сверхновой в любой момент в ближайшие несколько тысяч лет (по космическим меркам, это почти с минуты на минуту). Такую яркую вспышку на небе можно будет увидеть даже при свете дня.

В нашей галактике взрывов сверхновых не происходило с XVII века. Неудивительно, что и профессионалам, и астрономам-любителям не терпится увидеть, как это будет происходить.

И всё же, исследователи склоняются к мнению, что Бетельгейзе "прикажет долго жить" ещё не скоро.

Тем временем астрономы с нетерпением ждут начала работы "Чрезвычайно больших телескопов" (ELT) Европейской Южной Обсерватории. Они обеспечат беспрецедентное качество изображений, что позволит учёным исследовать поверхность Бетельгейзе в мельчайших деталях.

Ранее мы писали о том, как "Очень большой телескоп" помог учёным понять секрет питания сверхмассивных чёрных дыр, а также увидеть рождение новых лун. Сообщали мы и о том, что исследователи обнаружили гигантский остаток сверхновой совсем недалеко от Земли.

Научная статья с подробностями исследования доступна в формате PDF на сайте Европейской Южной Обсерватории.