Из спирального рукава Млечного Пути вылезла какая-то "заноза"

Так видят современные астрономы крупномасштабную структуру Млечного Пути. Звезды и их скопления сгруппированы в спиральные рукава.

Изображение NASA/JPL-Caltech.

"Заноза" поперек Рукава Стрельца состоит из множества звезд и туманностей.

Изображение NASA/JPL-Caltech.

Туманности Орел, Омега, Триффид и Лагуна являются частью "занозы" в Рукаве Стрельца.

Изображение NASA/JPL-Caltech.

"Заноза" поперек Рукава Стрельца состоит из множества звезд и туманностей.
Ученые обнаружили ранее неизвестную деталь в невероятно упорядоченном облике Млечного Пути: молодые звезды и газовые облака торчат из одного из спиральных рукавов Галактики, словно щепка из деревянной доски.

Млечный Путь – это спиральная галактика с четырьмя рукавами. Так специалисты называют вращающиеся вокруг общего центра части нашего звёздного дома.

Приблизительное представление о размерах и форме рукавов Млечного Пути астрономы имеют уже достаточно давно. Однако многое остается неизвестным. Ведь мы никак не можем увидеть полную структуру нашей галактики, так как Земля находится внутри нее. А вылететь за пределы Млечного Пути, чтобы сфотографировать его издали, пока у человечества не выходит. Показать Млечный Путь снаружи нам могут разве что инопланетяне.

Ну а пока они себя не обнаружили, астрономы изучают Млечный Путь по частям. Вот и авторы нового исследования сосредоточились на близлежащей части одного из рукавов нашей галактики – Рукава Стрельца.

Для своих изысканий они использовали данные, полученные космическим телескопом Spitzer, который в январе 2020 года "вышел на пенсию". Но, как водится, петабайты собранных космической станцией данных будут анализировать ещё долгие годы.

Ученые искали новорожденные звезды, расположенные в газовых и пылевых облаках (туманностях), где светила формируются. Считается, что судьба молодых звезд и туманностей в значительной степени определяется формой галактических рукавов, в которых они находятся.

Для получения 3D-изображения сегмента Рукава Стрельца ученые воспользовались последними данными космического телескопа Gaia – с его помощью астрономы составляют карту расположения звезд в Млечном Пути.

Данные двух телескопов показали, что поперек Рукава Стрельца расположилась связанная с ним длинная тонкая структура из молодых звезд, движущихся почти с одинаковой скоростью и в одном направлении.

"Ключевым свойством спиральных рукавов является то, насколько плотно они обвивают центр галактики", – говорит Майкл Кун (Michael Kuhn), астрофизик из Калифорнийского технологического института и ведущий автор новой статьи.

Характеристика плотности прилегания галактических рукавов друг к другу измеряется углом тангажа рукава. Чем больше становится этот угол, тем сильнее растягивается спираль – то есть тем больше становится расстояние между ее рукавами.

"Большинство моделей Млечного Пути предполагают, что Рукав Стрельца образует спираль, которая имеет угол тангажа около 12 градусов. А структура, которую мы исследовали, стоит под углом почти 60 градусов", – объясняет Кун.

То есть эта структура стоит поперек Рукава Стрельца.

Подобные "торчащие" структуры, иногда называемые шпорами или перьями, обычно встречаются в рукавах других спиральных галактик. На протяжении десятилетий ученые задавались вопросом, есть ли "шпоры" у рукавов нашей галактики Млечный Путь.

И вот ответ на этот вопрос получен: найдена первая шпора. Длина этой звездной "занозы" в Рукаве Стрельца составляет примерно 3 000 световых лет. Крупная структура.

Авторы исследования сочли обнаруженную ими "щепку" в Рукаве Стрельца Млечного Пути напоминанием о том, как мало мы знаем о нашей галактике и как много нам еще предстоит узнать о нашем звездном доме.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Ранее мы писали о том, что Млечный Путь вытягивается и скручивается в погоне за своим спутником. А еще мы рассказывали о том, что в сердце Млечного Пути найдены остатки мёртвой галактики.

Больше интересных новостей науки и медицины вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".