Опасные лифты: почему подъемники "сходят с ума"

В Московской области в жилых домах выявили более двух тысяч лифтов, отслуживших уже больше 20 лет. Часть из них заменят в следующем году. Но зачастую жалобы приходят из новостроек: лифты портятся из-за неправильной эксплуатации и несвоевременного обслуживания.

В Подмосковье выявили более двух тысяч лифтов со сроком службы более 20 лет. Тысячу из них заменят в следующем году. Между тем, беспокойство вызывает и состояние лифтового хозяйства в новостройках. Достаточно вспомнить недавний случай в Красногорске, где из-за внезапно "взбесившейся" кабины серьезно пострадала женщина. Почему же новые лифты "сходят с ума"?

Девятиэтажный дом. Люди едут в лифте, улыбаются, и вот уже не до смеха: кабина стала падать. К счастью, пассажиры не пострадали.

Юлии Хандожко повезло меньше: на первый этаж она приехала с травмой головы и перелом шейных позвонков. Юлия рассказала, что кабина, будто взбесившись, летала вверх и вниз.

Падения, рывки, возгорания. Вот в Люберцах на пассажирку зеркало упало. Все эти последние ЧП вновь заставили говорить о состоянии лифтового хозяйства. Причем, жалобы массово приходят из новостроек, где, кажется, все должно работать без сбоев.

"Мы приехали на двадцать пятый и мы стоим, чего-то ждем. Вот сейчас подождали, и вот начали только открываться двери, такая задержка", – говорит житель нового дома.

Причин неполадок много. Например, жадность застройщиков – могут поставить старый лифт вместо нового. И жильцы не лучше: часто сами и ломают. Дети, вот, клеем кнопки заливают, а взрослые бьют со всей силы. Неудивительно, что лифты потом застревают между этажами. Но чаще лифты ломают, удерживая двери от закрытия, когда заносят продукты, мебель или стройматериалы. Механизмы не выдерживают давления и выходят из строя. Большинство квартир в домах сдают без отделки и неизбежно переживают нашествие рабочих бригад.

"На самом деле лифты по своей сути не предназначены для перевозки строительных материалов. На эту тему есть даже отдельные документы московского правительства, но, к сожалению, современный вектор таков, что люди вынуждены достраивать свои квартиры уже самостоятельно", – первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

Тут и нагрузка на тросы, и пыль, которая забивает подъемные механизмы и тормоза.

"Это не проcто пыль, это цементная пыль, которая по сути является абразивным материалом. Она попадает на крутящиеся смазанные детали", – пояснил генеральный директор ОАО "Мослифт" Вартан Авакян.

Но управляющие компании экономят на безопасности. Например, находят фирму, готовую работать за копейки.

"Если это какой-то немецкий, французский производитель лифтов, детали меняют на кустарным способом произведенные какие-то шестеренки, бегунки", – констатирует генеральный директор Научно-исследовательского института проектирования, технологии и экспертизы строительства Дмитрий Топчий.

Бывает, что обслуживание вообще происходит только на бумаге. Именно такая халатность привела к трагедии в жилом комплексе "Алые Паруса". Виновным признали механика, который должен был следить за состоянием подъемника.

Выход, по словам экспертов, только один – усилить надзор за коммунальщиками, но сделать это некому.

"На сегодняшний день законодателем уполномоченный орган по осуществлению контроля за безопасной эксплуатацией лифтов, к сожалению, не определен", – говорит заместитель начальника управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Николай Шелаков.

Вот и получается, что гигантское лифтовое хозяйство фактически осталось без надзора, а спасение жильцов остается делом самих жильцов. Людей просят беречь лифты и помнить: даже небольшой скрип в кабине может быть признаком серьезных проблем. Обо всех неполадках советуют немедленно сообщать в жилищную инспекцию, а если реакции нет – в прокуратуру.