В южкнокорейском порту Пусан логистический коллапс. Контейнеры ждут отправки минимум 12 суток вместо стандартных трех-пяти дней. Товары из некоторых стран стоят в гавани уже два месяца. Стоимость морских перевозок из Китая в Европу через Суэцкий канал выросла за последний год в 3-5 раз. Компании начали искать альтернативный маршрут. Транзит контейнеров из Кореи во Владивосток и Находку, а далее по Транссибирской магистрали дешевле южного морского пути на 30-40 процентов. Узел в Корее начал работать на пределе. К тому же в конце августа и начале сентября в Пусане прошли два тайфуна. Ситуацию усугубил праздник урожая, который проходил в стране с 4 по 6 октября.
Пусан входит в десятку крупнейших контейнерных портов мира. Грузооборот по итогам 2020 года составил 22 млн 700 тысяч контейнеров. Через него работает большинство крупных международных компаний. Практически 70% японских грузов в дальневосточные порты идет через данный терминал.
В корейских портах сейчас находятся 20-25 тысяч контейнеров, в них продукция из стран Юго-Восточной Азии. В приоритете у операторов отправка грузов из Китая. Как ни парадоксально, но товары из Южной Кореи в листе ожидания. Если ситуация не разрешится в ближайшее время, на Евразийском континенте может возникнуть дефицит продукции из данной страны.
В первую очередь речь идет о нехватке южнокорейской электроники и различных комплектующих. Как рассказал президент "Трансконтейнера" Александр Исурин, в скором времени на полках в российских магазинах может возникнуть дефицит продукции LG и Samsung. Проблемы с производством уже испытывают узбекские компании.
Samsung заявил, что пока не наблюдает проблем с поставками товаров и компонентов в нашу страну. В "М.Видео" сообщили, что ждать дефицита товаров на полках в краткосрочной перспективе не стоит. Не будет и повышения цен на электронику. Ретейлер "Ситилинк" заметил изменение поставляемых товарных категорий. Наблюдается снижение импорта базовых сегментов устройств. При этом, высокотехнологичных гаджетов в магазинах достаточно.
"Понятно, что при дефиците компонентов любой производитель пытается снизить долю низкомаржинальной продукции, где это первая цена. И переложить эти компоненты в использование более дорогой продукции, на которой можно заработать какие-то деньги. Поэтому – да, ощущается частично", – подтвердил Иван Поликарпов, руководитель отдела закупок "офисной техники, сетевого оборудования и аксессуаров" компании "Ситилинк".
Эксперты объясняют: быстро изменить цепочки поставок не получится. Существующие маршруты транзита грузов из Азии в Европу уже работают на полную мощность. Ряд ретейлеров пытается увеличить импорт воздушным транспортом. Но объемы не сопоставимы с контейнерными перевозками. Это лишь краткосрочное решение проблемы.