Антропология 1 год назад

Стало известно происхождение светловолосых мумий из пустыни на западе Китая

Вид с воздуха на могильник долины Тарима.

Фото Wenying Li/Xinjiang Institute of Cultural Relics and Archaeology.

Одна из древних таримских мумий: так называемая "красотка Сяохэ" с европеоидными чертами лица и светлыми волосами.

Фото Wenying Li/Xinjiang Institute of Cultural Relics and Archaeology.

Вид с воздуха на могильник долины Тарима.
Происхождение древних мумий со светлыми волосами, обнаруженных на западе Китая, долгое время оставалось загадкой для учёных. Генетический анализ этих остатков наконец пролил свет на историю их появления в регионе.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая есть область под названием Таримская равнина. Это крайне засушливая местность, из которой не вытекает ни одна река. В Средние века в этих местах проходил Великий шёлковый путь.

Пустынные условия Таримского бассейна как нельзя лучше подходят для естественного процесса мумификации останков. За последние 20 лет в этой местности были найдены сотни мумифицированных человеческих остатков. Учёные называют их таримскими мумиями.

Эти мумии возрастом от 4 000 до 1 800 лет привлекли внимание исследователей своей необычной для этого региона внешностью — у многих были европеоидные черты лица и светлые волосы. Их войлочная и тканая шерстяная одежда и захоронения, украшенные коровьими шкурами и черепами говорили о необычной для этих мест традиции скотоводства.

Всё это навело учёных на мысль, что эти люди были потомками кочевников — представителей ямной или афанасьевской культур, распространённых в Приуралье и Южной Сибири в медном и раннем бронзовом веке (IV-III тысячелетия до н.э.).

Появилась и другая гипотеза: они могли произойти от земледельцев, мигрировавших из пустынных оазисов Бактрии на территории нынешних Афганистана, Туркменистана и Узбекистана.

Обе эти идеи предполагают, что эти люди принесли в регион тохарские языки , ныне вымершую ветвь индоевропейских языков.

Чтобы проверить эти гипотезы, международная исследовательская группа антропологов провела анализ ДНК в геномах 13 самых древних мумий, обнаруженных в Таримском бассейне, возрастом 4 100–3 700 лет.

Исследователи сравнили их ДНК с ДНК пяти еще более древних людей, живших 5 000–4 800 лет назад в соседнем Джунгарском бассейне, и с другими древними и современными евразийцами.

Это стало первым геномным исследованием доисторических популяций в этом регионе.

К большому удивлению учёных, мумии оказались наиболее тесно связаны с ранее идентифицированной генетической группой под названием "северные евразийцы". Когда-то это была широко распространённая популяция охотников-собирателей, которая значительно сократилась к концу последней ледниковой эпохи.

Исследователи долгое время задавались вопросом, что случилось с этой древней популяцией, однако они совершенно не ожидали найти её представителей в Таримском бассейне.

Сегодня гены этой популяции сохранились лишь лишь частично, причём самая большая пропорция их содержится в геноме коренных народов Сибири и Америки.

Мумии были удивительно похожи друг на друга генетически, отмечают учёные. ДНК людей, похороненных в 400 километрах друг от друга на противоположных концах Таримского бассейна, была так же похожа, как и ДНК братьев и сестёр.

Несмотря на то, что эти мумии были местными жителями, которые не вступали в брак с мигрантами-пастухами из близлежащих горных долин, они не были изолированы в культурном отношении. 4 000 лет назад они уже переняли новые идеи и культуру: они носили тканую шерстяную одежду, строили ирригационные системы, выращивали завезённые из других мест пшеницу и просо, пасли овец и коз, а также доили скот и занимались сыроделием.

"Люди бронзового века из Таримского бассейна были генетически изолированы, но невероятно космополитичны в культурном плане", – отметила соавтор исследования Кристина Уориннер (Christina Warinner), молекулярный археолог из Гарвардского университета и Института эволюционной антропологии Макса Планка.

Определение происхождения таримских мумий изменило представление исследователей о процессах, происходивших в регионе несколько тысячелетий назад. Авторы работы продолжат изучение геномов древних людей других эпох, чтобы получить более глубокое понимание истории миграций людей в евразийских степях.

Исследование было опубликовано в престижном научном издании Nature.

Ранее мы писали, что на одной из таримских мумий был обнаружен древнейший в мире сыр. Рассказывали мы и о том, что некоторые исследователи видят связь между таримскими мумиями и Терракотовой армией Цинь Шихуанди.