Великий секрет легендарного разведчика

В год 110-летия легендарного советского разведчика Кима Филби зал истории Службы внешней разведки России пополнился новыми экспонатами – его личными вещами. Филби пошел на службу в английскую разведку по заданию СССР и в годы Великой Отечественной войны передавал бесценные данные. А позже он передал в Москву информацию о секретной работе над созданием атомной бомбы в Великобритании и США.

Больше 50 уникальных предметов быта выдающегося разведчика XX века: солнцезащитные очки, курительные трубки, грампластинки с успокаивающими Берлиозом и Венским симфоническим оркестром и винтажный радиоприемник – стали новыми экспонатами зала истории Службы внешней разведки России. Все это служило легендарному британцу Киму Филби, который на протяжении почти трех десятилетий служил Советскому Союзу. Это он сообщил в Москву о готовящемся немцами танковом штурме Прохоровки, сыграв важную роль в исходе Курской битвы, а после войны, казалось, что раньше Белого дома, узнавал детали американской ядерной программы.

Гравюра, часы, подстаканник – личные вещи одного из величайших советских разведчиков легко умещаются на письменном столе. Эти предметы, хранящие память об их владельце, в год 110-летия Кима Филби переданы директору Службы внешней разведки Сергею Нарышкину.

"Мы продолжаем наше сотрудничество по сохранению памяти о нескольких поколениях советской и российской внешней разведки", – отмечает директор СВР.

Среди этих теперь уже музейных экспонатов – портрет отца Филби, известного английского ученого-востоковеда.

"Когда состоялась вербовка Кима, одним из мотивов был подойти к этому известному арабисту, который обладал колоссальным количеством информации", – рассказывает исполнительный директор Фонда памяти Кима Филби Михаил Богданов.

Отец Кима Филби прожил в Саудовской Аравии почти 30 лет. В Лондоне утверждают, что он никогда не был британским агентом. Собиравшийся завербовать его полковник Валентайн Вивиан отказался от этой затеи, посчитав взгляды ученого "антиимперскими". Это не помешало Вивиану покровительствовать сыну ученого, когда Ким Филби устроился на работу в английскую разведку. Полковник не подозревал, что его протеже к тому времени уже несколько лет работал на СССР.

По понятным причинам в Британии Киму Филби не ставят памятники и не вывешивают мемориальные таблички. Но историческое место, где определилась судьба этого человека, на одной из скамеек лондонского "Риджентс парка", где в 1934 году состоялась его первая встреча с Арнольдом Дейчем, советским разведчиком.

В секретную разведывательную службу он проник уже по заданию Москвы и сделал там блестящую карьеру. Достаточно сказать, что его даже считали потенциальным кандидатом на пост руководителя MI6. В годы Великой Отечественной войны он передавал бесценную информацию. Своим главным достижением Филби всю жизнь считал добытые им данные о подготовке к танковой битве на Курской дуге, что помогло советским войскам одержать важнейшую победу. Позже он передал в Москву информацию о секретной работе над созданием атомной бомбы физиков-ядерщиков из Британии и США.

"Представьте себе, что Ким сумел установить отношения, с людьми, которые руководили ЦРУ и ФБР. И, вы знаете, он с ними обедал иногда, они делились с ними самыми откровенными "со стороны Филби" сведениями. И очень смешно, и сам Филби писал это в своих воспоминаниях, что "мы знали друг о друге абсолютно все". Мы, англичане, знали абсолютно все, что будут делать американцы, а американцы знали абсолютно все, что будут делать канадцы. Кроме одного: они не знали, кто я такой". И вот в этом тоже великий секрет и великое мастерство Кима Филби", – рассказывает историк, писатель, заместитель главного редактора "Российской газеты" Николай Долгополов.

Об этом удивительном и очень цельном человеке написано множество книг. В Лондоне на него, разумеется, были обижены, но даже британские историки не смогли откопать фактов, говорящих о том, что он поставил под угрозу жизнь хотя бы одного из своих соотечественников. Филби просто посвятил себя другим идеалам и был верен им до конца своих дней.