Наследие Саввы Ямщикова – под угрозой

Квартал художников в Москве может перестать существовать. Если его выселят, в столице не останется ни единого места памяти о реставраторе Ямщикове, сохранившем для страны десятки памятников истории и архитектуры.

Легендарный московский квартал художников на Пречистенке, что появился в конце 70-х, через две недели перестанет существовать. Художникам предложено освободить мастерские до 1 марта. Когда-то московскую усадьбу Охотниковых спас знаменитый реставратор Савва Ямщиков. Там же была и его мастерская. Но земля на Пречистенке просто золотая, и теперь старинный особняк и наследие Саввы Ямщикова – под угрозой.

С мольбертами – на выход. Художникам не место на пресловутой "золотой миле" Москвы. Чиновники от культуры директивно "зачищают" легендарный дворик Поливановской гимназии на Пречистенке. Среди тех, кто работал здесь в мастерских, – монументалист Олег Филатчев, скульптор Геннадий Правоторов, живописец Анатолий Мосийчук,

Бывшие конюшни усадьбы кавалергарда Охотникова сегодня – памятник федерального значения. А в конце 70-х они были приговорены к сносу из-за аварийного состояния. Спасением уникального ансамбля Москва обязана реставратору Савве Ямщикову. Это он лично добился расселения устроенных здесь коммуналок и привел сюда художников и скульпторов, которые за свой счет все и отреставрировали. Так и появился Московский Монмартр.

"Это мастерская Саввы Ямщикова, где собиралась вся московская культурная элита. Эти стены помнят и замечательного художника Бориса Мессерера, а он приходил всегда С Беллой Ахмадулиной", – рассказывает Елена Болотских, заслуженный художник Российской Федерации.

"Если художники покинут эти мастерские, то мы фактически потеряем эту атмосферу, эти необычные пространства, эти живые и настоящие музеи", – считает Александр Пасюта, автор проекта "Город мастерских".

На мастерские уже не раз покушались застройщики. Тогда художники выносили картины на улицы, а Савва Ямщиков руководил обороной, восседая в центре двора.

Но если раньше помещения Московскому союзу художников безвозмездно предоставлял город, то недавно здания перешли в федеральную собственность. И художникам предложили платить за аренду по коммерческим расценкам.

"В рамках мастерских было достигнуто соглашение что договора расторгаются и если художники и иные пользователи которые сидят в этих помещениях, хотят этим помещением пользоваться, обращаются в АУИПИК. На сегодняшний день обращений со стороны художников и тех пользователей, которые находятся в этих помещениях, не было", – заявил Алексей Меньшов, руководитель ФГБУК Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры.

"Понятно, что ни один из художников не может такую арендную плату платить. Мы не занимаемся коммерческой деятельностью. На мой взгляд., государство должно пойти нам навстречу и сохранить этот кластер", – считает Василий Цветков, руководитель юрслужбы Московского союза художников.

Если 1 марта мастерские все же выселят, в Москве не останется ни единого места памяти о реставраторе Ямщикове, сохранившем для страны десятки памятников истории и архитектуры, Кижи, Абрамцево и, конечно же, древний Псков.

Покровская башня Псковской крепости – одна из крупнейших в Европе. Вершина русской фортификационной мысли XV века. Об эту цитадель разбивались армии, она выстояла в десятках войн, но была практически полностью сожжена и разрушена пьяными подростками в середине 90-х. И если бы не Савва Ямщиков, который лично добился реставрации и восстановления памятника, сейчас на этом месте лежали бы жалкие руины.

В Пскове память о Ямщикове, кажется, на каждом шагу. Мемориальная доска на музее, экспозиция которого состоит из икон, которые Савва Васильевич выставлял на самой первой с 1917 года выставке религиозной живописи в Советском Союзе.

Он открывал древние фрески на стенах монастырей, спасал от забвения русскую провинциальную живопись, издавал десятки каталогов сражался, как лев, за исторический облик Пскова.

"Савва Васильевич сразу чувствовал фальшивую ноту псковской застройки, выступив с гневной и обличительной речью против псковских нуворишей, которые своими бульдозерами буквально хотели все похоронить", – вспоминает Владимир Васильев , архитектор, научный руководитель проектов по сохранению объектов культурного наследия.

Деньги на памятник реставратору всея Руси псковичи собирали всем миром. Камни вокруг него – это символические руины Покровской башни, а посох в руках у Саввы Васильевича – это подарок легендарного хранителя Пушкинского заповедника Семена Гейченко.

Два года назад в Пушкинских Горах – опять же на частные деньги – был открыт Музей друзей Саввы Ямщикова. Именно так называлась последняя выставка, которую он привозил в Псков.

В трех километрах отсюда Савва Ямщиков и похоронен. Он сам выбрал это место – на городище Воронич, возле родового некрополя соседей Пушкина по Михайловскому Осиповых-Вульф.

"Прессинг по поводу здешних земель был очень жесткий. Но когда возникла фигура Ямщикова, только возникновение его имени в публичном пространстве остановило эти намерения", – вспоминает Игорь Гаврюшкин, друг Саввы Ямщикова.

Увы, в Москве защитить мастерскую самого Ямщикова на Пречистенке оказалось некому.

"Если нас так жестоко выгоняют и лишают мастерских, может быть, Минкульт согласится на то, чтобы сделать это помещение мемориальной мастерской Саввы Ямщикова?" – задается вопросом Елена .

На одной чаше весов – прибыль от аренды. На другой – память о выдающемся человеке, посвятившем всю жизнь служению своему народу и возрождению культурных и духовных ценностей. И что тут перевесит, пока неочевидно.