В Царицыне показали Златоглавую, которую увидел Наполеон

Федор Алексеев. Около 1801. Из собрания Государственного музея им. А.С. Пушкина
Федор Алексеев. Около 1801. Из собрания Государственного музея им. А.С. Пушкина
В Царицыне открылась выставка, посвященная Москве 1801-1825 годов. Посетители смогут увидеть около тысячи экспонатов и представить себе быт горожан до опустошительного пожара 1812 года.

В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка "Москва и москвичи в эпоху Александра I", посвященная Златоглавой 1801-1825 годов.

"Выставка продолжает важную для исследовательской и экспозиционной деятельности музея линию истории, она знакомит с неповторимым внешним обликом Москвы, патриархальным бытом ее жителей и духовной атмосферой того времени", – рассказала перед открытием экспозиции генеральный директор Царицына Елизавета Фокина.

После Бородинского сражения путь "Великой французской армии" к Москве был по-прежнему открыт, а у полководца Михаила Кутузова оказалось недостаточно мощностей, чтобы вступать в новое сражение. На военном совете, состоявшемся 13 (1-го по старому стилю) сентября в подмосковной деревне Фили, Кутузов принимает решение оставить Москву, которая на тот момент была одним из самых крупных и богатых городов России. На выставке представлено знаменитое полотно Алексея Кившенко "Военный совет в Филях в 1812 году" из Третьяковской галереи.

Наполеон, впервые увидев Москву, написал в письме жене Марии-Луизе Австрийской: "Город столь же велик, как Париж".

Москва того времени действительно могла поразить кого угодно.

До Отечественной войны 1812 года в городе было почти 10 тысяч домов, больше четверти из них – каменные, ее реки можно было спокойно пересечь по 40 мостам. Город украшали Большой Кремлевский дворец, здание Университета, Гостиный двор, Воспитательный дом, Грановитая и Оружейная палаты. Работали многочисленные фабрики и мастерские, больницы, школы, типографии, театры.

В мае 1812 года московским генерал‐губернатором был назначен граф Федор Ростопчин. В экспозицию вошли знаменитые "ростопчинские афиши" из коллекции Исторического музея, которые развешивали в людных местах и разносили по домам.

2 (14) сентября Наполеон увидел Москву с Поклонной горы и написал, что в ней "1600 колоколен и тысячи дворцов". На самом деле в городе было около 300 храмов 24 монастыря, но императора Франции можно понять: город сверкал золотыми куполами.

Два часа Наполеон ждал, что к нему придет делегация с ключами от города, пока ему не сообщили, что в Москве нет людей: по приказу Кутузова город опустел. А когда французы стали подходить к Кремлю, в разных частях города – на Красной площади, Арбате, Замоскворечье – загорелись деревянные строения и дома, баржи с сеном, продовольственные склады.

А пожарные части покинули город, забрав пожарную амуницию и снаряжение: градоначальник Ростопчин решил обратить город в пепел, чтобы "вражеской армии не достались магазины хлеба и продовольственные склады". Накануне Ростопчин велел сжечь его усадьбу под Москвой и распорядился выпустить заключенных, которым было разрешено грабить не вывезенное добро из домов горожан. События представлены на выставке как интереснейшим интерактивом, так и различными экспонатами.

"Это было огненное море, небо и тучи казались пылающими, горы красного крутящегося пламени, как огромные морские волны, вдруг вскидывались, поднимались к пылающему небу и падали затем в огненный океан. Это было величественнейшее и самое устрашающее зрелище, когда-либо виденное человечеством", – признается Наполеон Марии-Луизе Австрийской.

Эти-то страницы трагической и великой истории города оживили на выставке "Москва и москвичи в эпоху Александра I", более 800 экспонатов которой свидетельствуют о быте допожарной Москвы, опустошительном пожаре 1812 года и масштабных работах по восстановлению города.

С точки зрения куратора проекта, историка Александра Вальковича, "важное место в экспозиции занимают живописные работы художника Федора Алексеева, сохранившие атмосферу и образ допожарной Москвы. Самому пожару 1812 года посвящены сотни экспонатов. Уникальны литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании: баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. И их я бы рекомендовал искать в экспозиции в первую очередь".

Совсем иначе в свете экспозиции звучат слова из лермонтовского стихотворения "Бородино"

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Убедиться в этом можно, придя на выставку "Москва и москвичи в эпоху Александра I" в Царицыне, которая продлится до 31 июля.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.