Фотобиеннале-2022 открылась девятью выставками

фото: Сергей Борисов
фото: Сергей Борисов
Игорь Мухин
фото: Сергей Борисов
фото: Сергей Борисов
Игорь Мухин
Доктор искусствоведения и директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова отпраздновала свой день рождения, открыв на всех 7 этажах Мультимедиа арт музея одновременно 9 выставок.

Весной 1996 года – ровно 25 лет назад – в Москве прошла Первая международная "Фотобиеннале ", после чего в ноябре появился первый в России музей фотографии и современного искусства – Московский Дом фотографии/МАММ. В июне 2022 года настало время "Фотобиеннале-2022".

"Мы открылись в то время, которое часто называют "лихие 90-е", время тотальных перемен: политических, экономических, социальных. Кто-то пытался выжить, кто-то начинал бизнес. Художественная жизнь не была первоочередной задачей. Музеи стояли полупустые. Даже когда показывали выставки классиков российского и мирового искусства: в стране не было зрителей. Мы хотели создать музей нового типа – живой, постоянно развивающийся организм, сфокусированный на лучших достижениях российского и мирового искусства, но также, и прежде всего, на зрителях. Кажется, это получилось", – такими словами приветствовала гостей церемонии открытия "Фотобиеннале-2022" директор Мультимедиа арт музея.

С нескрываемой гордостью Ольга Свиблова рассказывала, что "за 25 лет МАММ показал более 2,5 тысячи выставок и стал одним из самых посещаемых музеев не только России, но и Европы. Более 80% наших зрителей – молодежь от 17 до 35 лет. Девиз МАММ – "Самое интересное ВПЕРЕДИ!"

После предваряющих слов Свиблова перешла к представлению всех 9 проектов, участвующих в "Фотобиеннале-2022". В первую очередь она назвала "три экспозиции, рассказывающие о жизни музея за четверть века":

Во-первых, МАММ25 – краткий конспект главных проектов музея за это время. Это фотографии экспозиций, показанных в музее, художников, которых Дом фотографии приглашал в Москву. Следующая экспозиция называется #МАММлюди. Это фотографии, которые зрители публикуют в своих социальных сетях и посылают в социальные сети музея.

Еще один раздел назван в память о Светлане Рословой, которая почти 8 лет работала в МАММ смотрителем, где не только следила за сохранностью экспонатов, но и много общалась с посетителями, рассказывая им о выставках. Кроме того, Светлана много снимала для своего популярного блога "Выставочные люди".

Романтичный и ироничный писатель и поэт Леонид Тишков работает в разных медиа: рисунок, фотография, видео, пространственные и световые инсталляции и паблик-арт. Участвовал более чем в ста российских и международных выставках.

На Фотобиенале Ольга Свиблова представила выставку Тишкова, центральной частью которой стал его световой проект "Частная луна", продолжающийся почти 20 лет. Проект посвящен бельгийскому сюрреалисту Рене Магритту и развивается по сегодняшний день. Фотографы разных стран снимали перформансы-инсталляции Тишкова в Москве, Берлине, Франкфурте, Линце, Красноярске, Лондоне, Париже. "Частная луна" побывала почти во всех частях света — от Арктики до Новой Зеландии.

На выставке также представлены рисунки, эскизы к инсталляциям, поэтические тексты художника к работам представителя "второго русского авангарда" Всеволода Некрасова: с ним Тишков вел творческий диалог.

На выставке представлена и инсталляция "Дома-скитальцы", где Леонид Тишков создал изящную метафору нашего "дольнего мира" – микрокосмоса.

Впервые в России в рамках 9 выставок представлены работы одного из самых известных итальянских современных фотографов Габриэле Галимберти, в которую вошли серии "Домашняя аптека" и "Мой личный динозавр".

Галимберти работает "по старинке" – по нескольку лет над каждой фотографией, достигая совершенства в своих работах, которые в итоге превращаются в портреты. Художнику важно запечатлеть человека, выстроив вокруг него некую определенную категорию вещей, присущих исключительно этой личности.

Еще один проект МАММ – Codex Rescriptus – первая персональная выставка молодого российского фотографа Дмитрия Булина, работающего в рамках грантовой программы по поддержке и популяризации современной fashion-фотографии в России. Дмитрий был удостоен главного приза, который, помимо выставочного проекта, включает издание книги с широкой ретроспективой работ автора.

25 лет назад МАММ впервые показывал выставку классика российской фотографии и главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-1990-х годов Сергея Борисова. Спустя четверть века "Фотобиеннале-2022" подготовила выставку "Сказка о потерянном времени", приуроченную к 75-летию Борисова.

Сергей Борисов открыл для себя фотографию в двенадцать лет: получив в подарок фотоаппарат "Смена", он записывается в фотокружок Дома пионеров на Чистых прудах. Овладев хорошими знаниями по фотокомпозиции, свету, резкости и прочим премудростям техники фотографии, Борисов год работал директором вагона-ресторана в поездах дальнего следования, чтобы позже вернуться к фотографии и зарабатывать "выездным фотографом".

В 1976 году Сергей Борисов вступает в фотосекцию Горкома графиков на Малой Грузинской, где позволялось проводить выставки неофициальных художников. Его фотоязык – это драйв, жесткие и парадоксальные композиции его постановочных кадров, что уже в начале 1980-х годов превращает его в непререкаемый авторитет в художественной среде. Сам же художник выбирал своими героями тех, кто лучше всего выражал время перемен.

Многие снимки Борисова стали легендарными, широко известными как в России, так и за рубежом. По ним мир узнавал другую Россию: живую, свободную, фонтанирующую творческой энергией. Работы Сергея Борисова находятся в коллекциях многих музеях России и мира. В том числе в Мультимедиа арт музее.

Следующий этаж отдан работам представителя неоавангарда второй половины XX века, пионера послевоенной абстракции Валерия Юрлова. Выставку назвали "Было – стало". Юрлов — создатель уникальной изобразительной системы, которую он последовательно развивает на протяжении всей жизни. На выставке в МАММ представлены живопись, графика, объекты и фотографии художника, охватывающие период с 1960-х по 2010-е годы. А также впервые показаны работы последних лет.

И, конечно, нельзя обойти молчанием выставку классика современной российской фотографии Игоря Мухина. В экспозицию в МАММ сегодня вошли три серии художника: "Москва" (1996-2000), "Париж" (1999-2000) и "Вена" (2002), которая показывается в России впервые.

Три мировые столицы запечатлены фотографом на рубеже веков и тысячелетий. ХХ век стал временем глобальных перемен и в экономике, и в геополитике, и в культуре, и в социальной жизни. Конец ХХ века незаметно накапливал те изменения, которыми отмечено начало XXI века и третьего тысячелетия.

Начав снимать Москву в 1990-е, Игорь Мухин фиксировал атмосферу времени. Он создал образ эпохи. В 1999 году Игорь Мухин получил стипендию города Парижа и грант на съемку французской молодежи от министерства культуры Франции для проекта, приуроченного к празднованию наступления III тысячелетия. В 2000-е годы столица Австрии Вена претерпевает радикальную трансформацию — архитектурную, культурную и социокультурную. В 2002 году создательница одной из важнейших венских галерей современного искусства Урсула Кринцингер пригласила Игоря Мухина снимать Вену.

Три разных мегаполиса Игорь Мухин снял на одном дыхании. Он избежал очевидного соблазна — фокусировки на узнаваемых архитектурных символах столиц. Его интересовали люди, чаще всего молодые, часто влюбленные. Любовь объединяет, именно она лежит в основе развития, она – главный фундамент будущего.