Препарат от артрита поможет побороть диабет и ожирение

Pixabay

Исследователей приятно удивил широкий спектр действия препарата. Он независимым образом воздействует и на чувствительность организма к инсулину, и на процесс запасания жировой ткани.

Изучая действие препарата, разработанного против ревматоидного артрита, исследователи нашли у него несколько очень полезных, хоть и неожиданных функций. Некоторые из них в будущем смогут помочь в борьбе с диабетом.

Исследование, проведённое на моделях мышей, показывает, что соединение обладает двойным потенциалом действия. Оно может применяться для борьбы с воспалением, связанным с диабетом, а также "запускает" процессы обмена веществ, помогающие регулировать аппетит и способствовать здоровому накоплению жировой ткани у людей с ожирением.

Напомним, что инсулинорезистентность, характерная для диабета второго типа, заключается в неспособности клеток реагировать на инсулин и поглощать глюкозу из крови. Ряд исследований установил связь между этим нарушением обмена веществ и воспалением в белой жировой ткани.

Новые данные о роли воспаления в развитии инсулинорезистентности помогли учёным понять, какие лекарства потенциально могут применяться в терапии диабета.

Учёные провели вычислительный анализ данных о малых молекулах, что помогло точно определить самое подходящее для этой задачи соединение. Им оказался препарат ауранофин, применяемый для лечения ревматоидного артрита. Это состояние напрямую связано с воспалением в организме.

Ауранофин не зарегистрирован в России как лекарственное средство, но одобрен для применения в США.

Одно из ключевых открытий, сделанных в ходе лабораторных экспериментов на мышах, касалось гормона под названием лептин. Его вырабатывают жировые клетки, таким образом подавая мозгу сигнал насыщения. У тучных людей количество жировых клеток увеличено, что вызывает повышение уровня лептина в тканях. Это нарушает связь с мозгом, в результате приводя к перееданию и дальнейшему накоплению лишнего жира.

Авторы обнаружили, что ауранофин снижает уровень лептина у мышей с ожирением. Препарат также улучшал метаболические сигналы в белой жировой ткани, способствуя ускоренному сжиганию липидов, повышал чувствительность к инсулину и снижал связанное с ожирением воспаление. Примечательно, однако, что все эти позитивные изменения никак не влияли на массу и состав тела мышей.

Исследователи отмечают, что им предстоит ещё много работы, прежде чем эти многообещающие результаты можно будет применить в клинических условиях. Но эти ранние результаты уже вселяют энтузиазм, признаются авторы исследования.

Исследование было опубликовано в журнале Cell Metabolism.

Ранее мы рассказывали о том, что в России недавно был запатентован новый препарат для лечения сахарного диабета второго типа. Также мы сообщали о том, что учёные заставили мышей "потеть жиром", чтобы избавиться от ожирения.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".