В квартире-музее Исаака Бродского обновили экспозицию

В Санкт-Петербурге после обновления экспозиции открылась квартира-музей художника Исаака Бродского. Здесь можно увидеть не только полотна самого мастера, который писал портреты Ленина, Сталина, Троцкого, Горького. Бродский увлекался коллекционированием, его гостиная – настоящая картинная галерея.

В Петербурге после обновления экспозиции открылась квартира-музей Исаака Бродского – знаменитого художника, ярчайшего представителя соцреализма, главного направления в советской живописи 30-х годов прошлого века, автора наиболее известных изображений Ленина. Живописные полотна Бродского – это яркая и талантливая летопись первых лет молодого советского государства.

Между Михайловским театром и "Бродячей собакой," в доме Голенищева-Кутузова, роскошном особняке по проекту Росси, в 1925-м на двух этажах поселяется художник из Бердянска Исаак Бродский. Когда из здания выехала стоматологическая клиника, нарком просвещения Луначарский просил за него в смольном. Ответ сразу – да! Это был подарок Бродскому от советской власти за торжественное открытие II съезда коминтерна.

В 1920 году Исаак Бродский присутствует на II съезде коминтерна и лично делает первые наброски Ильича, пытаясь уловить, как меняется его выражение лица – то гневного, то задумчивого, светящегося юмором.
Бродского и других художников Луначарский специально пригласил в Москву для освящения такого события. Сделав несколько рисунков, Бродский подошел к Ильичу за автографом. Ленин себе не понравился, но подписал, ехидно заметив, что впервые ставит подпись под тем, с чем не согласен. И все же, картина поразила и вождя, и всю политическую верхушку новой страны.

Оригинал еще больше – 3 на 5 метров. Гигантское полотно и более 600 портретированных личностей. Даже те, кто на балконе – не просто фигуры, видны черты лиц. На переднем плане Исаак Бродский, конечно, пишет себя. Рядом Сталин, Луначарский, Калинин и Троцкий о чем-то шепчутся, Ленин, конечно, Максим Горький и Надежда Константиновна. Ну и здесь, на почетном месте – Клара Цеткин. Она не присутствовала – Бродский вписал ее позже, по личной просьбе Луначарского.

Личные просьбы – и к нему, и от него – это было нормально после такой картины. Вот, например, Бродский и Ворошилов. Бродского просили повлиять на Репина и вернуть его в Петроград (после войны художник оказался на территории Финляндии). Бродский договаривался разобрать по досочкам пенаты и собрать их в центре города, в Михайловском саду. Не успели, Репин умер. А несколькими годами ранее сам Репин говорил: про "Второй съезд коминтерна" можно только благоговейно молчать – картина явно оказалась масштабнее его собственного "Заседания Госсовета". Ученик превзошел учителя. Когда-то, только окончив Одесское художественное училище, Исаак Бродский измором брал Репина – пробиться в его мастерскую в академии художеств было очень сложно. Но – пара лет, и вот он, самый любимый ученик Репина. На память – вот эта барочная шкатулка XVIII века.

Витая роскошная лестница ведет на второй этаж, там и была мастерская – все стены в полотнах. Его особый ажурный стиль, когда прописана каждая веточка. Портреты, жанровые сцены – кисти самого Бродского подвластно было все. Это же чистый "Завтрак на траве". На знаменитом "Сотбис" похожий лот так и пошел под именем Мане, только экспертиза показала – нет, это Бродский. И фантастическая сумма – 975 тысяч фунтов стерлингов за картину. И здесь же "Красные похороны", 1905 год.

Впечатление его собственной жизни, которая чудом не оборвалась в тот день. Он шел в академию.

"Вдруг раздалась команда "шашки наголо"! Когда я увидел, что казаки шашками рубят направо и налево, и на мостовой уже лежат первые жертвы, я, как кошка, одним прыжком вскочил на ограду, но когда хотел прыгнуть вниз, то зацепился калошей за острие спицы и повис вниз головой. Я видел, как мимо меня мчались казаки, однако остался невредим – вероятно потому, что казаки приняли меня за убитого", – писал Бродский в книге "Мой творческий путь".

Картину эту он представил на конкурс в Академии художеств, но цензура на выставке запретила демонстрировать ее к просмотру, а полицейские арестовали полотно. Только в 1917 году Бродский получил назад свою картину. Это был год, поразивший и вдохновивший его. Оставаться в стороне он не мог. Певец новой власти, он работал искренне и много.

Сначала картина "Ленин в Смольном" называлась "Декрет о земле", но позже сам Бродский переименовал ее. Художник выделял ее среди других.

"Я хотел в ней передать Владимира Ильича таким, каким он был. И это кажется мне самым трудным. Мне казалось, что я не имел права нарушить фактическую точность в передаче обстановки комнаты. Каждая подробность в комнате должна быть безоговорочно верна", – говорил сам художник.

Он писал Сталина, Троцкого, Зиновьева, Ворошилова, Луначарского, Куйбышева, Горького, но неизменно возвращался к образу Ленина. Ленин на фоне Смольного, Ленин на фоне Кремля – даже позы похожи, но это был большой творческий поиск.

"Мне все кажется, что я только на подступах к его портрету, что я когда-нибудь напишу по-настоящему достойную его картину. Его образ отвергает условности, приблизительность. Нужно писать Ленина, а не по поводу Ленина, как это делают многие в обход сложнейшей задачи", – считал художник (из записей бесед с Бродским, 1937-1938 годы).

Целая эпоха в его картинах: молодая страна глазами преданного ей художника. Но он был еще и страстным коллеционерам. Гостиная в его доме – настоящая художественная галерея. Здесь представлены работы таких знаменитых художников, как Головин, Репин, Левитан, Рерих, Сурков, Шагал, Тропинин, Петров-Водкин. А еще Коровин, Айвазовский, Суриков, Боровиковский. Их так много, что стены последней квартиры Исаака Бродского не вмещают все эти полотна. За каждым, конечно, история, но есть и супер-уникальные. Например, редчайший портрет руки пейзажиста Левитана. 500 полотен из своей богатейшей коллекции Бродский подарил не таким богатым музеям в Бердянске и в Одессе. Настоящий патриот, он понимал, что и в глубинке люди должны видеть искусство.

Его же инициатива – открытие детских художественных школ в каждом районе Ленинграда, рисовальных кружков для военных.

Он построил завод "Ленинград", выпускаемые там краски до сих пор славятся во всем мире. Его богатейшее наследие – в Государственном историческом музее в Москве, в Академии художеств. Но и в этих обновленных залах можно увидеть и почувствовать и его талант, и виртуозную технику, и веру в то, что он делал.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.