Уникальный плавучий завод строится в Мурманской области

Уникальный проект плавучего завода, который будет производить сжиженный газ, создается в России. Судно уже достраивается в сухом доке, а на воду его спустят в 2023 году.

На этой неделе исполнилось 5 лет с момента запуска завода "Ямал СПГ" – проект компании "Новатэк" в Арктике. За годы работы на заводе произвели более 85 миллионов тонн сжиженного газа. А впереди у "Новатэка" еще более амбициозный проект – строительство плавучего завода по сжижению газа. Такого в мире еще никто не делал.

Это, конечно, не край света, но очень похоже. Вокруг суровая ледяная пустыня. Мы за Полярным кругом. Температура воздуха – -25. Но для Ямала это, конечно, никакой не мороз. Аэропорт Сабетта – здесь начинается Арктика.

И это ощущаешь с первых секунд – ветер такой силы, что сбивает с ног. Русский север испытывает на прочность. Здесь, среди вечной мерзлоты, стоит крупнейший арктический завод – "Ямал СПГ". Его легко узнать по гигантским по масштабам и стратегическим по значению "банкам сгущенки" – уникальным резервуарам для хранения сжиженного природного газа. Этот промышленный центр – проект "Новатэка", которому в этом году исполняется 5 лет.

Центральная операторная. Она же автоматическая система управления всем заводом по кругу: от процесса добычи, здесь все на экранах, до технологических линий, где сжижают газ. Их всего четыре, а дальше – отгрузка. СПГ – второе по ценности после нефти топливо в мире.

По запасам природного газа Россия – на первом месте. Это лидерство "Ямал СПГ" делает преимуществом – объемы поставок расписаны на годы вперед.

"В начале месяца завод произвел 85-ти миллионную тонну СПГ. В этом году мы еще нарастили мощность – довели производство до 120% от номинальной. В настоящее время мы ведем съемку, а при этом отгружается очередной газовоз", – поясняет заместитель директора по производству завода "Ямал СПГ" Владислав Хлыбов.

По Северному морскому пути, кратчайшему маршруту, соединяющему Европу и Азию, что на 40% быстрее, чем через Суэцкий канал, голубое топливо доставляют туда, куда не дотянулись газовые магистрали. На внешнем рынке главными импортерами всегда были страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но в этом году, несмотря на все свои громкие заявления об отказе от российского газа, Европа все активнее покупает у России газ сжиженный, увеличив поставки до 15 миллиардов кубометров. Это почти на 50% больше, чем в прошлом. Международный морской порт Сабетта, где шесть грузовых причалов, работает круглосуточно.

"Операции с газовозами проходят динамично. С момента прихода судна до момента убытия из порта проходит около 34 часов зимой и 29 часов летом. Сама погрузка СПГ", – 13 часов – рассказывает начальник управления морского терминала "Ямал СПГ" Андрей Поздняков.

Каждый танкер, который подходит к Сабетте, сопровождает ледокол. Он "подхватывает" судно еще у Карских ворот и прокладывает ему путь сквозь ледники и торосы.

На другой стороне Обской губы Карского моря вовсю идет стройка. Туда, на полуостров Гыдан, из Сабетты расстояние примерно 70 километров. Летим на вертолете, чтобы увидеть новый проект "Новатэка" "Арктик СПГ-2".

По арктической пустыне, переплетаясь и скрываясь за горизонтом, тянутся свыше миллиона километров газовых труб. Здесь будут добывать и производить сжиженное голубое топливо.

Среди полярной ночи, она уже наступила на Ямале, на часах 12 дня, а солнце так и не вышло, – месторождение Утреннее. Так оно называется. Здесь газ буквально под ногами. Его запасы оценивают более чем в триллион кубометров. Этого хватит минимум на 100 лет.

От кустов, так называют скопления скважин, что залегают на разной глубине, газ по магистралям полетит к установкам первичной очистки. Вся необходимая инфраструктура для этого уже готова. А еще дороги, вахтовый городок, собственная электростанция.

"Это энергетическое сердце месторождения и завода. Агрегаты собирались в Перми. Трансформаторы тоже изготовлены в России. Распределительное устройство изготовлено в Чебоксарах. Максимальная степень российских производителей", – говорит заместитель генерального директора по капитальному строительству "Арктик СПГ-2" Тимофей Сазонов.

Но основные работы сейчас на причале. Чтобы в порт могли заходить громадные танкеры, строителям пришлось даже углубить дно Северного ледовитого океана.

"Здесь раньше был океан. Эта территория полностью отсыпана заново. Здесь порядка 1,5 миллионов кубов песка. Природа так просто не отдает. У нас здесь шторма постоянно, холодно", – рассказывает начальник управления строительства береговых сооружений "Арктик СПГ-2" Сергей Комлев.

Для проекта СПГ в Арктике главный плюс как раз в минусе: заморозить газ, то есть довести до сжиженного состояния, в этих широтах проще и дешевле. Но это и главная проблема – построить предприятие в условиях вечной мерзлоты требует больших затрат. А потому свой второй завод на Ямале "Новатэк" решил сделать плавучим, то есть стоять он будет на воде. И доставят этот завод на Гыдан, впервые в истории отрасли, уже в готовом, собранном виде, по Северному морскому пути из Мурманской области – расстояние почти 2000 километров. Такого в мире еще никто никогда не делал.

Это Белокаменка – инновационная площадка "Новатэка", центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Единственный в своем роде. На берегу Кольского залива раскинулся целый город – завод по производству заводов.

Центральное звено сборки. Словно гигантский конструктор здесь друг за другом собирают технологические блоки будущего завода. Этот модуль, компрессор отпарного газа, – предмет особой гордости. Полностью изготовлен в России.

И это стратегическая задача – максимальная локализация производства. Сотни предприятий из разных регионов разрабатывают и производят детали и оборудование для "Арктик СПГ-2". Могучие краны – "Уралмаш", сварные трубы из нержавеющей стали – из Воронежа. Под проект "Новатэка" создано почти 80 тысяч рабочих мест по всей стране.

"Практически все это оборудование будет запускаться и эксплуатироваться российскими людьми. То есть мы вышли на тот уровень компетенций СПГ в России, когда мы в принципе с россиянами можем полностью запускать такие заводы. Чем больше таких заводов мы построим, тем больше российского оборудования мы будем использовать", – поясняет директор завода СПГ Тимур Даутов.

Концепция плавучего завода для СПГ уникальна. Он состоит фактически из двух частей. Верхняя – это линии сжижения, те, что собирают в цехе. И основание, что будет удерживать всю конструкцию над водой.

На черном бархате полярной ночи, весь в огнях, уже почти готовый завод. Вот как он выглядит целиком – гигантский корабль. И даже стоит он сейчас в сухом доке, на исполинском бетонном основании. Это гравитационная платформа. Внутри полая – там самые большие в мире мембранные резервуары для сжиженного газа.

Это кадры изнутри. Резервуары мембранного типа будут работать как термос, сохраняя температуру газа на грани кипения – -160 градусов.

И прямо с завода сжиженное голубое топливо будут грузить на газовозы. Это быстрее, экологичнее и, конечно, дешевле. Первый такой завод, всего их будет три, "Новатэк" запустит уже в следующем году. Создавая принципиально новый центр газодобычи за полярным кругом, Россия в очередной раз доказала – в Арктике ей нет равных.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.