Неделя в науке: "остановка" ядра Земли, мумия золотого мальчика и жидкая биопсия

Мы ещё так мало знаем даже о собственной планете.

Фото Flickr.

За прошедшие дни в науке произошло много всего интересного. Рассказываем о самом-самом, что должен знать каждый уважающий себя интеллектуал.

Пожалуй, ключевым исследованием, которое будоражило умы людей на прошлой неделе, стало открытие китайских учёных. В своей научной работе они пришли к выводу, что ядро нашей планеты то ли остановилось, то ли и вовсе сменило направление вращение на противоположное. Как-то так незаметно для всех жителей Земли.

Впрочем, сенсация была раздута СМИ, интерпретировавших результаты китайцев каждое по-своему. Ведь в исходной статье учёные из Пекинского университета рассуждали о возможных причинах того, что они наблюдали, весьма осторожно.

Исследователи проанализировали сейсмические волны, порождаемые землетрясениями. Они проходят через всю толщу планеты и в том числе через её внутреннее ядро. Данные об этом собираются с 1960-х годов.

Время, за которое эти волны пронизывают планету, периодически меняется. Но после 2009 года вариация во времени почти исчезла: время в пути остаётся стабильным. По словам учёных это может свидетельствовать о том, что вращение ядра "приостановилось".

Но это не означает, что оно вообще не вращается. Иначе мы бы потеряли защитное магнитное поле Земли, что привело бы к целому ряду серьёзных проблем, не заметить которые было бы невозможно. Это лишь означает, что вращение ядра теперь практически совпадает с вращением поверхности планеты (ядро не обгоняет мантию Земли и не отстаёт от неё).

На самом же деле учёные до сих пор обсуждают точность своих представлений о скорости вращения ядра планеты и может ли она меняться. Да и о самом внутреннем строении Земли они меняют свои представления с завидной регулярностью.

Вывод: не читайте новости по заголовкам, доверяйте проверенным СМИ.

От проблем не убежать

На этой неделе учёные выпустили статью, в которой они пришли к выводу: бег "для снятия стресса" или бег от "проблем" не приведёт к решению ваших жизненных сложностей, а вот зависимость от физической активности таким образом заполучить можно.

Учёные называют эскапизмом наши попытки сбежать от реальности. Если в жизни человека что-то идёт плохо или ему архискучно, он часто отправляемся в мир грёз и мечтаний/съедает шоколадку/садится за интернет-игру. Это быстрый способ получить эндорфины.

Кто-то же ради этих "приятных соединений" в мозге ежедневно надевает кроссовки и выходит на пробежку. Ведь всем известно, что физическая активность помогает избавиться от неприятных мыслей, изгоняет из тела гормоны стресса и поправляет психологическое здоровье.

Но в итоге проблема/ситуация, которая заставила человека страдать или скучать, не решается, стресс в жизни человека остаётся. Однако формируется привычка: мне плохо — выйду-ка я на пробежку.

Это не означает, что от физической активности нужно отказаться. Но каждому, кто заподозрил у себя неладное, стоит разобраться в мотивации, которая подталкивает его на пробежку.

Люди понимают жесты обезьян

Люди, возможно, сохранили понимание жестов, которые используются другими человекообразными обезьянами: к слову, нашими близкими родственниками на эволюционном древе — шимпанзе и бонобо.

Даже если мы сами эти жесты не используем.

Международная группа исследователей предложила добровольцам сыграть в онлайн-игру. Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов.

Команда обнаружила, что участники правильно интерпретировали значение жестов шимпанзе и бонобо более чем в 50% случаев. Это означает, что они не могли дать правильные ответы случайным образом.

Науке известно более 80 жестов, используемых человекообразными обезьянами для общения. Многие из них являются общими для разных видов.

Жидкая биопсия МФТИ

В России будет создана первая тест-система для обнаружения рака по жидкости. Если сейчас для биопсии всегда собирается кусочек ткани, то в будущем медики смогут делать выводы о течении болезни и эффективности её лечения по биологическим жидкостям человека.

Новая тест-система будет находить в них соответствующий генетический материал опухолевых клеток.

Такой подход значительно снизит стоимость как диагностики онкологии, так и её лечения. Кроме того, возможно, благодаря разработке учёных МФТИ пациенты (пока с лимфомой) смогут проходить более короткие курсы химиотерапии.

Если новая чувствительная тест-система не будет обнаруживать "подписи" раковых клеток, то курс химиотерапии можно будет закончить раньше стандартного для всех пациентов срока. А значит, больному не нужно будет бороться с побочными эффектами лечения.

Фактически жидкостная биопсия при относительно низкой стоимости персонализирует лечение каждого отдельного пациента.

Марсоход Perseverance спрятал образцы грунта на Красной планетечитайте также

Мумия Золотого мальчика

Археологи с помощью компьютерной томографии просканировали найденную в 1916 году мумию. Она всё это время хранилась в подвале Египетского музея в Каире.

Оказалось, что внутри было тело подростка с золотым языком и массой амулетов и интересных артефактов. Мы рассказали об этом интересном открытии во всех подробностях.

Подъём океана нанесёт большой ущерб раньше, чем ожидали

Мы привыкли думать, что таяние ледников, нагрев вод Мирового океана и, как следствие, подъём уровня моря принесут островным государствам и тем, кто живёт на побережье, много проблем когда-нибудь потом, но не прямо сейчас. Тогда, когда уровень океана поднимется на несколько метров.

Но недавно учёные выяснили, что очень серьёзные последствия ждут прибрежные районы даже при подъёме уровня океана на пару метров.

Дело в том, что существующие модели различных бедствий основывались на спутниковых данных. Однако многие из спутников используют старые радиолокационные технологии. В то же время лишь новые технологии визуализации поверхности планеты, такие как лазерные, дают нам точное представление о настоящей высоте суши.

Так называемые лидары могут "заглянуть" под густой растительный покров. Ведь суша находится не на высоте крон деревьев, а под ними. Вооружившись новыми данными, исследователи пришли к выводу, что подъём уровня океана всего на 2 метра приведёт к затоплению в 2 раза большей площади суши, чем считалось ранее.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".