Потенциально обитаемый мир найден всего в 30 световых годах от Земли

Разница в массе планеты Wolf 1069 b и её звезды относительно невелика. Поэтому учёные уверенно увидели её в своих данных.

Иллюстрация NASA/Ames Research Center/Daniel Rutter.

Модель температуры поверхности Wolf 1069 b, если считать, что у неё есть атмосфера. Жидкая вода может существовать внутри красного круга.

Иллюстрация Kossakowski et al./MPIA.

Здесь сравниваются три экзопланетные системы красных карликов, в которых находятся планеты с "земной" массой. Зелёные кольца — обитаемые зоны звёзд.

Иллюстрация MPIA graphics department/J. Neidel.

Астрономы находили уже немало "вторых Земель". Сейчас исследователи по факту решают, куда за пределы Солнечной системы отправится первый аппарат, направленный на поиск внеземной жизни. И новый мир вполне может стать одной из таких первых целей.

Недавно открытая экзопланета Wolf 1069 b может стать одной из первых, где астробиологи будут искать признаки жизни.

Во всяком случае анализ, проведённый группой, работающей под руководством астронома Дианы Коссаковской из Института астрономии Макса Планка, указывает на то, что это имеет смысл. Учёные описали планету, которая обращается вокруг красного карлика Wolf 1069 в его обитаемой зоне.

Напомним, что наше Солнце относится к классу жёлтых карликов. Красные карлики меньше (их масса составляет до трети солнечной) и холоднее (температура поверхности меньше в среднем на 1 500 – 2 500 градусов, из-за чего они выглядят охристо-жёлтыми).

Обитаемой зоной звезды астрономы именуют область, в которой вода на планетах может существовать в жидком виде. Её ширину и положение у разных светил учёные иногда пересматривают, но в целом у науки уже есть более-менее устоявшиеся представления о том, на каком расстоянии от звезды планете достаточно тепло.

Wolf 1069 b интересна не только тем, что она находится в зоне обитаемости своего светила. Она ещё и имеет массу, подобную земной.

Весьма вероятно, что эта планета представляет собой скалистый мир. А ещё она может иметь атмосферу.

Всё это делает данную экзопланету одной из немногих перспективных целей для поиска признаков благоприятных для жизни условий и так называемых биосигнатур — признаков жизни в том виде, в котором мы её знаем.

Напомним, что на данный момент учёным достоверно известно о существовании примерно 5000 экзопланет https://smotrim.ru/article/2692854. Около дюжины из них имеют массу примерно как у Земли и населяют зону обитаемости своих звёзд.

Это, впрочем, не означает, что "вторых Земель" в космосе очень мало. Наоборот, согласно некоторым оценкам, их довольно много. Просто существующие инструменты пока не позволяют "разглядеть" столь маленькие планеты в космическом пространстве.

Группа Дианы Коссаковской как раз и решает проблему поиска маломассивных планет. В рамках проекта Carmenes она и её коллеги разработали инструмент для поиска небольших и потенциально обитаемых миров. Для сбора информации используется обсерватория Калар-Альто в Испании.

Wolf 1069 b обращается вокруг звезды за 15,6 дня на расстоянии, эквивалентном 1/15 части расстояния между Землёй и Солнцем.

С учётом того, что красные карлики меньше и светят слабее жёлтых, экзопланете достаётся примерно столько же тепла, сколько и Земле. Если точнее, около 65% от земного.

Есть, впрочем, один нюанс: такая близость к звезде, скорее всего, означает, что Wolf 1069 b находится в приливном захвате своего светила. То есть она всегда обращена к своему солнцу одной стороной. В итоге с одной стороны у неё вечный день, а с другой вечная ночь. На удалённой от звезды стороне планеты солнце никогда не всходит. Из-за этого температура между освещённой и не освещённой половинами сильно разнится.

При этом на "солнечной" стороне температура не превышает минус 23 градуса по Цельсию. Это, если допустить, что у планеты нет атмосферы и она действительно каменистая. Точно установить или опровергнуть это предположение помогут новые исследования, например, с помощь "всевидящего" телескопа JWST.

Впрочем, согласно имеющимся данным, вполне возможно, что Wolf 1069 b сформировала при себе атмосферу.

В этом случае температура "солнечной" стороны может составлять плюс 13 градусов по Цельсию. Это показали компьютерные климатические модели.

Атмосфера также должна защищать Wolf 1069 b от бомбардировки высокоэнергетическими частицами, которые выбрасывает в окружающее пространство её звезда и которые приходят из межзвёздного пространства. Эта "радиация" может легко разрушить любые возможные биомолекулы.

Возможно даже, что у этой экзопланеты есть своё магнитное поле, защищающее её от заряженных частиц звёздного ветра.

Многие каменистые планеты имеют жидкое ядро, которое генерирует магнитное поле за счёт эффекта динамо. Такое же есть и у Земли (и оно, как мы недавно выяснили, не останавливалось).

Wolf 1069 b является шестой по удалённости от Земли экзопланетой с массой почти как у Земли и расположенной в обитаемой зоне своей родительской звезды. Она находится на расстоянии 31 светового года от нас.

Другие кандидаты на статус "второй Земли" и поиск биосигнатур: Proxima Centauri b и Trappist-1 e.

Однако взяться за исследования этих экзопланет прямо сейчас не получится. Нужно будет подождать ещё лет эдак десять.

"Чрезвычайно большой телескоп" (он же ELT), который сейчас возводят в Чили, позволит учёным изучать состав атмосфер этих планет. Возможно, они также смогут обнаружить молекулярные признаки жизни в этих мирах.

Статья авторов исследования Wolf 1069 b вышла в журнале Astronomy & Astrophysics.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".