Тема:

Главные события 30 минут назад

Все по закону: людей оставляют ни с чем при помощи жестокой схемы

Одно из самых притягательных словосочетаний из сферы недвижимости – "клубный дом". Синоним респектабельности, достатка, хороших соседей, а главное, надежного застройщика и высокого качества самого строительства. Но для сотен москвичей покупка квартир именно в клубном доме закончилась драмой: они остались без денег, жилья и почти без перспектив все это вернуть. Чрезвычайно хитроумная схема: симбиоз долевого участия и контролируемого банкротства. И, вроде, все по закону.

Красочные проспекты и уже ни копейки не стоящие бумажки с договорами на многие миллионы – все, с чем остались дольщики клубного дома "Октябрь" на улице Народного Ополчения.

"Вложены все деньги, которые были за 42 года непрерывного стажа", – говорит обманутая Вера Благова.

"Я понимаю, что это была спланированная и очень жестокая схема, потому что, посмотрите, сколько людей здесь", – отмечает потерпевшая Дарья Гонцова.

Если это так, то аферу разыграли как по нотам. Ход первый: около четырехсот человек с 2015 года вложили в строительство апартаментов более миллиарда рублей. Деньги уводили по каким-то мутным схемам.

"Застройщик продавал все это через договоры переуступки, то есть, напрямую деньги застройщику не приходили", – подчеркивает представитель обманутых дольщиков Алексей Чесноков.

Ход второй: как подозревают обманутые, контролируемое банкротство застройщика "Норд Инжиниринг" из-за смехотворного долга.

"Через подставные компании был выкуплен долг в 700 тысяч рублей, компания "Экополисепт", которая подала заявление о банкротстве нашего застройщика. Но когда начинается банкротство, люди имеют право получить деньги лишь по первичному договору долевого участия, где цена была определена на этапе котлована", – добавляет Чесноков.

"Я покупал уже за 13, а изначально начинали на котловане за 7 миллионов, и от них мне положена какая-то сумма", – уточняет обманутый Юрий Жук.

Именно так и сработали мутные схемы. Третьим ходом виртуозной махинации, как предполагают юристы, станет перепродажа здания.

"На этапе финального завершения строительства – 80-90% – создается фиктивное банкротство за мизерные суммы, потом все операции над имущественным комплексом переходят арбитражному управляющему, который, как правило, находится в сговоре с застройщиком. Эти площади продаются снова, через процедуру банкротства", – раскрывает схему Константин Крохин.

При этом сами дольщики теряют все, а ведь многие выложили последнее. Обиднее всего то, что квартиры действительно полностью готовы.

"Все мои мечты разрушены, я осталась ни с чем, только с ипотекой, которую мне платить еще 18 лет!" – восклицает обманутая Александра Трухина.

Наконец, ход четвертый и последний. Напомним: продавались не квартиры, а апартаменты, коммерческая недвижимость. То есть де-юре дольщики – это просто прогоревшие коммерсанты, закон их права не защищает, а значит застройщик, некто Михаил Животов, гарантированно выходит сухим из воды: он уже все продал.

– Михаил Анатольевич, люди получат те апартаменты, за которые заплатили?

– Я к проекту "Октябрь" не имею отношения. Совсем!

Похоже, Животов, что называется, "кинул" всех, в том числе сотрудников и партнеров. На это указывает бывший руководитель отдела продаж Александра Недодара.

– С вами своими планами обанкротить фирму и перепродать дом второй раз Животов делился?

– Нет, он ни с кем не поделился: ни с юристами, которые у нас были, ни со мной, которая с дольщиками работала.

С одной стороны, сотни людей реально остаются и без денег, и без жилья. С другой стороны, юристы только разводят руками – все по закону, согласно заключенным договорам. Как тут не вспомнить крылатую фразу Ленина "Формально правильно, а по сути – издевательство"?

Застройщик уже не раз попадал в поле зрения прокуратуры. "Исполнение требований федерального законодательства при проведении процедуры банкротства, а также ход и результаты процессуальной проверки, проводимой по заявлению участников долевого строительства о возможных противоправных действиях застройщика, также поставлены на контроль", – информирует руководитель пресс-службы прокуратуры по Москве Людмила Нефедова.

Главный вопрос теперь – сколько раз успели провернуть тот же фокус с банкротством?

"У нас объект того же застройщика, но расположенный в Москве, в Северо-Восточном округе, улица Пришвина, 4А", – сообщает представитель дольщиков с Пришвина, 4А Ольга Кузьмина.

"По процедуре банкротства дом, построенный на деньги дольщиков, продается с торгов. Понятно, что мы вообще ничего не получим", – сетует обманутая Ольга Голубчикова.

Пока не возбудят уголовное дело о мошенничестве, у потерпевших нет ни малейшего шанса добиться справедливости.