Тема:

Ситуация на Украине 20 минут назад

"Соколы" без крыльев: помогут ли F-16 Украине

США объявили о поставке киевскому режиму истребителей F-16, чтобы подсластить пилюлю после провала ВСУ в Артемовске. Сколько самолетов и, главное, когда может получить Незалежная?

Чтобы отвлечь внимание от стратегического провала в Артёмовске, западные кураторы киевского режима и укропропаганда начали разгонять тему передачи Украине истребителей F-16. Подобные мысли сейчас озвучивают военные эксперты даже из недружественных стран. Например, такой точки зрения придерживается французский генерал Жан-Бернар Пинатэль.

Впрочем, определенная работа в указанном направлении действительно ведется. На днях стало известно, что Нидерланды и Дания возглавят коалицию по подготовке украинских военнослужащих к полетам на F-16. При этом в Пентагоне призвали не считать истребители F-16 "волшебным оружием". Американцы заранее стелют себе соломку, ведь F-16 не помогут Украине переломить ход боевых действий.

Все эти разговоры про обучение украинских летчиков – не более, чем инфошум. Опытный пилот МиГ-29 может приобрести "сознательный" навык пилотирования F-16 минимум за год. А чтобы управлять истребителем "на рефлексах" нужны годы тренировок. Даже элементарное освоение кабины истребителя требует от украинского летчика по меньшей мере хорошего знания английского. Никто же не будет переводить для них интерфейс на русский, а уж тем более на украинский.

Поэтому вполне возможно, что на первых порах на переданных Украине F-16 будут летать натовские пилоты.

"Одно дело – научить взлетать, садиться и пилотировать в воздушном пространстве, другое дело – научить его вести бой: маневренный, в одиночке, в паре с кем-то или в группе. Это другой вопрос. Для этого потребуется больше времени", – считает Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС.

По информации газеты Politico, поставки самих самолетов на Украину могут начаться к осени. Реально поставить киевскому режиму истребители могут 3-5 стран, где F-16 выводятся из эксплуатации и находятся в процессе их замены на F-35. Боевые машины для Украины наверняка поступят из запасов Норвегии, Дании или Голландии. Это старые модификации F-16 A/B, прошедшие частичную модернизацию в начале нулевых.

Сравним американский самолет с ближайшим российским аналогом.

Российский МиГ-29 и американский F-16 – легкие истребители четвертого поколения. F-16 впервые поднялся в небо в середине 70-х годов. А МиГ-29 поступил на вооружение в середине 80-х годов. По сути, это был ответ американцам. Поэтому советская машина превосходит "Сокола" по многим характеристикам.

Во-первых, у F-16 только один двигатель, у МиГ-29 – два. Как следствие, параметры маневренности у F-16 хуже. Российский истребитель обладает более высокой скоростью разворота: 22,8 градуса в секунду против 21,5 градуса у F-16. МиГ-29 набирает высоту со скоростью 334 м/с, а "американец" – 294 м/с. Максимальная скорость российского самолета 2 300 км/ч, в то время как у F-16 – 2 145 км/ч. МиГ-29 может подняться на высоту 18 000 метров, F-16 на 17 200 метров.

Что касается вооружения, то на обоих истребителях имеются ракеты средней дальности воздух-воздух. Они управляются радарами. Максимальная дальность пуска российских Р-77 – 100 км, американских "Амрам" – 75 км.

"Истребители F-16, которые Запад собирается поставлять Киеву, не представляют для России сюрприза. Прежде всего, это старые самолеты. В отличие от Су-25 и МиГ-29, они совсем по-другому функционируют. Поэтому Украине для начала надо обучить пилотов. Но не факт, что обучить получится хорошо. России хватит сил, чтобы противостоять F-16", – уверен Скотт Риттер, экс-разведчик ВС США.

МиГ-29 – отличная машина, но на вооружении ВКС России есть самолеты более тяжелого класса, построенные ОКБ Сухого. Это многоцелевые истребители поколения 4++, прежде всего Су-30СМ и Су-35. По своему функционалу и боевым возможностям они на голову превосходят американских "Соколов", что до недавнего времени признавали, в том числе, и украинские летчики. Сегодня, когда все информационное пространство Незалежной охватила оголтелая пропаганда, такие "откровения" уже точно не прорвутся в украинский эфир.

"В плане характеристик, конечно, она Су-27 сильно уступает. Разгонно-тормозные характеристики посмотрел. На виражах предельной подтяги тоже я посмотрел, как держится. На форсажных режимах, на вертикальных, на больших углах атаки попробовал. Су-27 он, конечно, уступает", – говорит украинский пилот.

А сейчас разберем крайне важный момент поставки F-16. Передать одни истребители мало, для эксплуатации самолетов нужна развитая аэродромная инфраструктура, которой на Украине нет. Это не только "бетонка". Это командные вышки, радиолокационные станции, станции технико-эксплуатационного обслуживания, заводы по производству воздуха высокого давления и по очистке авиационного топлива. Для западной техники очень важно электрообеспечение, заправка топливом, газами, в том числе азотом, кислородом и в некоторых случаях водородом. Подготовка такого аэродрома потребует колоссальных затрат, и, естественно, подобный объект станет законной целью для российской армии, и по нему всегда могут прилететь ракеты.

"Все аэродромы, все площадки, которые будут использованы под аэродромы – куски автострад, какие-то еще участки, ровные поверхности – они все будут под прицелом. Их и на аэродроме будет видно, потому что у Украины на аэродромах нет такого количества укрытий, в которых не видно самолеты. Во-вторых, любые укрытия, если будет ясно, что там есть самолеты, у нас есть соответствующие боеприпасы и бомбы, которые могут уничтожать эти укрытия бетонобойные", – объясняет Дмитрий Корнев, военный эксперт, основатель портала Military Russia.

Вообще не факт, что киевский режим дождется всех обещанных истребителей. Откровение на днях выдал председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США, генерал Марк Милли. По его словам, для того чтобы конкурировать с Россией в воздухе, нужны сотни истребителей четвертого и пятого поколений. А десять самолетов F-16 – это, на минуточку, миллиард долларов. И еще миллиард нужен на их содержание.

Проанализировав затраты, генерал Милли счел передачу F-16 для Украины неактуальной в данный момент и вместо этого порекомендовал сосредоточиться на поставках Незалежной систем ПВО.