Российская оборонка помогает развивать гражданский авиафлот

На заводе в Хабаровском крае осваивают выпуск новой продукции. Теперь делают ещё обшивку и панели для пассажирских лайнеров. Самолёты МС-21 и Superjet New сейчас готовят к первым полетам.

Российская кооперация в гражданском авиастроении – само по себе явление уникальное. Наша съемочная группа находится на оборонном предприятии, где закаленные военной промышленностью технологии и не менее уникальные люди помогают строить самолеты для мирного неба.

Все эти изделия, новые для завода, скоро отправят в Иркутск для самолета МС-21. Самолет по кооперации делают всей страной: в Ульяновске, Воронеже, Перми, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани. В нынешнем году к этой работе присоединился и Комсомольск-на-Амуре. Новое всё – объемы, инструмент.

"Это требует не только опыта, но и творческого мышления, – говорит Виктор Конышев, начальник технологического бюро цеха №5. – Приходится много консультироваться с нашими специалистами, со специалистами в Иркутске. И этот синтез информации и решений приходится применять достаточно оперативно и быстро".

Первый комплект панелей и обшивки передали заказчику в июне без нареканий: сказался опыт работы в программе "Суперджет". Теперь уже серийные изделия отгружают для сборки импортозамещенного лайнера под маркой "Нью".

"Большой объем, особенно на новых изделиях. Если визуально RRJ-NEW не поменялся от серийного изделия, то внутри каждая деталь по мелочи изменилась – это колоссальный объем работы", – говорит Виктор Конышев

Авиазавод имени Гагарина для обновленного самолета изготавливает целый ряд комплектующих: отсеки фюзеляжа, крыло с законцовками, пилон для крепления отечественного двигателя ПД-8.

На конвейере "Иркута" готовят к первому полету Superjet New. Он получил российские системы управления, авионику, шасси и многое другое. А, между тем, здесь же осваивают сборку дверей для среднемагистрального МС-21.

Предкрылки для него же вскоре будут выпускать комсомольские "Гагаринцы". Настрой – боевой, и это не фигура речи.

"Начинал с боевых самолетов, проработал лет пять-шесть, потом перешел на гражданские самолеты, – рассказывает сборщик-клепальщик 5 разряда Сергей Юдин. – Изначально Комсомольск-на-Амуре так и зарождался, с молодых. Шли вперед, и сейчас мы собираем самолеты новейшего поколения, и дальше будем стремиться делать лучшие самолеты!"

Что дает широкая кооперация? Позволяет распределять задачи между головным исполнителем программы корпорацией "Иркут" и другими предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

"Авиационные проекты сегодня не реализуются на одном заводе, а на многих заводах одновременно. И по вновь реализуемым проектам у нас рост производства ожидается в два, в три, в пять, в десять раз. Это накладывает дополнительные требования работать всем вместе одинаково", – говорит Дмитрий Блощинский, заместитель генерального директора ОАК по производству и техническому развитию.

Итог такой совместной работы – снижение себестоимости самолета и равномерная загрузка заводов отрасли, перед которыми стоит стратегическая задача: сделать МС-21 и Суперджет Нью в ближайшие годы основой авиапарка российских компаний.