Удокан сделает Россию одним из лидеров производства меди

Что скрывала 2 миллиарда лет в Забайкалье вечная мерзлота? Уникальное месторождение Удокан. И почему медь – это главный металл будущего?

На площадке Восточного экономического форума Владимир Путин принял участие в церемонии запуска обогатительной фабрики горно-металлургического комбината "Удокан". Удокан – крупнейшее в России месторождение меди. Мощность первой очереди комбината позволит выпускать 150 тысяч тонн меди в год.

Работать на специальном станке эвенки умеют с детства. Только так можно качественно обработать шкуру, говорит Юрий Мальчакитов. Они охотятся на оленей, росомах, рысей, тарбаганов – монгольских сурков. Шьют унты, шапки и шубы. Они выделывают и шкуры медведей. Эвенки передают традиции из поколения в поколение уже сотни лет. И главное, чему они учат детей, – уважать природу, которая их защищает, поит и кормит.

За вечерним тураном он поет детям о том, что разлуки с семьей ни к чему, – сам ушел из дома в 15 лет. Стал каюром. Погонщиком оленей, что водил советские экспедиции на Удоканский хребет. Геологи тогда искали уран. А нашли залежи меди.

"Мы как первопроходцы были, мы их возили по этим маршрутам. Я помню ,они рыли, мы взрывчатку на гору поднимали", – рассказывает Юрий Мальчакитов, коренной житель Забайкальского края.

На неприступных раньше горах теперь раскинулся настоящий промышленный город. Десятки километров дорог, линий высокого напряжения. Объекты водо-, теплоснабжения, жилой комплекс. Карьер и несколько фабрик по переработке руды. Построили за несколько лет.

"Уникальность проекта в том, что построен комбинат в горных условиях на высоте больше 1800 метров. Все это построено в сейсмически опасной зоне с большими снеговыми нагрузками", – отметил Алексей Ящук, гендиректор компании "Удоканская медь".

Здесь все – грандиозное: проект, инвестиции, технологии. Если кто-то думает, что "БелАЗ" – большая машина, он не видел экскаватор ЭКГ-12. Это основной погрузчик на Удокане, за один раз в ковш он набирает около 25 тонн руды. Пятиэтажная махина роется в вечной мерзлоте. Минералы лежали в недрах почти 2 миллиарда лет. За пультом – Александр Стародубов. Сам – из Ростова, где его ждут трое детей. Раньше работал на приисках Красноярска. Говорит, здесь интереснее.

Вечная мерзлота накладывает свой отпечаток. Безжизненные горы вдали от цивилизации. Зимой – минус 50.

"Трудности заключаются в том, что порода смерзается, из-за многолетней мерзлоты ее не получается взять просто экскаватором, ковшом. Ковш рвется, зубья стачиваются, поэтому нам приходится проводить буровзрывные работы, чтобы разрыхлить эту породу", – рассказывает Денис Дзюрич, заместитель начальника карьера по производству.

Вскрытые минералы переливаются цветами: от золотисто-бурхы к глубоководно-синим и бархатно-зеленым. Из них нужно выделить купрум – медь, металл будущего. Проводники, электроника, двигатели, зеленая энергетика без нее немыслимы. И Россия получает серьезное влияние в этом секторе.

"Во всей энергетике сейчас применяется медь. Да, золото хороший металл, но по факту на золоте не сделаешь ни электродвигатель, ни сопутствующие запчасти. Все провода у нас из меди, а не из золота. А потребление в мире растет, месторождения истощаются, поэтому спрос будет только расти на нашу продукцию", – отметил Андрей Сивцов, директор технологического комплекса компании "Удоканская медь".

Например, в обычном сотовом телефоне 8 граммов меди. Телефонами пользуются почти 4 миллиарда человек на планете.

"Все богатые месторождения уже отработаны", – напоминает Сергей Овчаров, старший геолог эксплуатационно-разведывательных работ компании "Удоканская медь". На Удокане в несколько раз больше меди, чем в других месторождениях: превосходный показатель по мировым стандартам. Рудник сможет работать семьдесят лет. И это – только разведанные запасы.

"Это одно из богатейших месторождений в мире. Оно занимает третье место по содержанию меди и первое в России. 26,7 миллиона тонн меди", – сказал Алексей Ящук, гендиректор компании "Удоканская медь".

Работают вахтами. Специалисты – со всей страны. Высокие зарплаты. Высокие требования. Весь комплекс предприятий рассчитан на 6000 рабочих мест. Еще 20 тысяч появятся в смежных областях. Значительный социальный и экономический эффект. Местный поселок Чара уже почувствовал на себе приток финансов. Построены сквер, стадион. Отремонтирована поселковая школа. Здесь появится даже класс виртуальной реальности.

На уроках изучают то, что создано руками человека. То, что создала природа, они видят каждый день за окном. Забайкалье – край невиданных контрастов. Здесь ледники соседствуют с пустыней.

Елена Ланцева тоже родилась, училась, а теперь вместе с мужем и работает здесь – на Удокане – маркшейдером, горным инженером. А ведь "Удоканской меди" могло и не быть. Сначала (в 60-е годы) не удавалось разведать труднодоступные недра. Хотели даже вскрыть породу взрывом атомной бомбы. Но долину спас договор между Москвой и Вашингтоном.

"Андрей Громыко поставил точку подписанием Договора о нераспространении ядерного оружия. Это просто счастье, что взрыв не состоялся", – сказала Наталья Бастрыкина, директор Каларского историко-краеведческого музея.

Позже не могли подвезти тяжелую технику, пока не построили одну из веток Байкало-Амурской магистрали. Но оказалось, что в этих горах смешанная руда: сульфидная и окисленная. В советское время ее не могли разделить на фракции – не было технологий. Проект признали нерентабельным. И вот уже российские ученые несколько лет назад решили проблему – разбили процесс на этапы. Сначала – измельчение. Затем – трехкилометровые конвейеры доставляют минералы в гигантские мельницы. Там руду шарами истирают в порошок. И уже его обрабатывают реагентами на финальной стадии производства. А вот так выглядит итоговый продукт – сульфидный концентрат. Содержание металла в нем – около 45%. Его остается только переплавить и получить чистую медь.

К 2028 году на комбинате планируют открыть и вторую очередь. Так отечественные новые технологии позволят России стать одним из лидеров производства меди. Только на первом этапе здесь планируют выпускать до 150 тысяч тонн металла в год. Виталий Кармазин.