15-я встреча контактной группы по Украине прошла в обновленном составе: вместо проворовавшегося министра Резникова Украину представлял новый глава ведомства Рустем Умеров – человек в зеленой спецовке без знаков различия. Шеф Пентагона Остин начал встречу с новостей, в которых, впрочем, было немного нового.
"С момента нашей последней встречи США одобрили дополнительные пакеты помощи на сумму более чем 2 миллиарда долларов. В этих пакетах помощи столь необходимые системы ПВО, боеприпасы и установки для разминирования. Я также рад объявить, что танки M1 Abrams, которые были обещаны, в скором времени окажутся на Украине", – сказал Ллойд Остин.
Американские танки едут на Украину с начала года. И летом Остин тоже говорил, что вот-вот, скоро будут. Первые 10 из обещанных 30. Когда-нибудь, конечно, должны доехать, и, возможно, даже до передовой, даже вместе со снарядами из обедненного урана. Но вопрос: что дальше? 30 сентября в США заканчивается финансовый год, а бюджета на следующий до сих пор нет, что лишает администрацию Байдена свободы рук в тратах на Украину, причем в год президентских выборов.
Скептические голоса становятся громче, масла в огонь подливает Дональд Трамп, заявляя: "Я думаю, что Европа должна делать больше – война затрагивает европейцев гораздо больше, чем нас".
Другие кандидаты в президенты от Республиканской партии также разыгрывают антиукраинскую карту и призывают вместо этого защищать границы США от чрезмерного наплыва мигрантов. Среди населения также растет скепсис по поводу дальнейшей помощи Украине. Опрос CNN в начале августа показал, что 55% американцев против дополнительной помощи. Среди сторонников республиканцев – 71%.
Европа уже более чем в два раза обошла США по объемам помощи и финансовых обязательств перед Украиной. Сейчас выгребают уже последнее из того, что было, что сумели найти: Дания собирается передать три десятка Leopard-1 (танки 1960-х годов) и 15 советских Т-72; Германия собирает пакет на 400 миллионов евро: саперная техника, бронемашины, снаряды 155-миллиметрового калибра, мины и ракеты к РСЗО; Норвегия – 50 гусеничных транспортеров. Но того, что Украина требует больше всего, – немецких крылатых ракет Taurus – пока не будет. Министр обороны Германии не приехал на базу Рамштайн – сообщил, что заболел ковидом, но дал интервью газете Bild.
"Решение о том, будет ли федеральное правительство отправлять крылатые ракеты Taurus, еще не принято. Возможно ли применение ракет без присутствия солдат бундесвера, с их присутствием на месте или же с их дистанционной работой из Германии? Это также один из вопросов, который мы обсуждаем", – заявил глава немецкого оборонного ведомства Борис Писториус.
Разумеется, в Германии хватает политиков, кочующих по ток-шоу и страницам газет с требованием прекратить обсуждение. Это как раз те самые люди, кто подгонял канцлера Шольца с поставками немецких танков.
Вот, например, глава комитета по обороне бундестага госпожа Штрак-Циммерман: "Желание Украины получить крылатые ракеты было озвучено пять месяцев назад, в апреле. Вопрос о том, могут ли ракеты применяться без участия солдат бундесвера, уже обсуждался. Этот вопрос снова начинают обсуждать тогда, когда нет желания поставлять ракеты".
Позиция немецких властей по вопросу о передаче Украине крылатых ракет прямо увязана с планами Вашингтона относительно своих ударных систем ATACMS. В Берлине стремятся к синхронизации – не хотят повторения сценария, при котором несколько Leopard уже успели сгореть в приазовской степи, а Abrams до нее все никак не доедут. И Писториус ведь вполне мог притвориться больным, чтобы не попадать под прессинг коллеги из Пентагона. Судя по комментариям из Белого дома, у немцев есть пока возможности потянуть время.
"В Соединенных Штатах шел долгий разговор об этих крылатых ракетах большой дальности, и этот разговор продолжается. Даже когда мы с вами разговариваем сегодня, решение еще не принято", – разъяснил координатор по стратегическим коммуникациям Совета нацбезопасности США Джон Кирби.
Фактором, ограничивающим решимость США, определенно можно считать стойкость российской обороны. Удары по тылам и коммуникациям имели бы, наверное, какой-то смысл, если бы у ВСУ что-то получалось. Но этого нет, начинают признавать и немецкие военные эксперты.
"Несмотря на все сообщения об успехах, которые мы слышим, речь все же идет о локальных достижениях: двух, трех или даже пяти километрах продвижения, которые потом на каких-то этапах снова переходят под контроль России. Что более важно, так это то, что мы не видим изменения общего положения", – отметил генерал бундесвера в отставке Вольфганг Рихтер.
Факт в том, что об успехах Украины сейчас говорят те, кому это по должности положено. Например, глава Пентагона Остин заявил, о некоем "прогрессе украинского наступления", но в его итоговом заявлении можно было расслышать нотки тревоги, говорящие по крайней мере о кризисе снабжения ВСУ.
"Я призываю своих коллег, министров обороны, еще раз изучить свои запасы. У нас есть 155-миллиметровые боеприпасы, системы ПВО, а также ракеты-перехватчики. Нужно убедиться, что мы все делаем всё возможное для того, чтобы Украина была готова к тому, как будет меняться ситуация", – сказал министр обороны США.
Это уже сигнал к переходу в оборону, к тому, что ситуация на фронте в обозримой перспективе может резко измениться. Выжать все досуха: военные и финансовые ресурсы из Европы, человеческие – руками киевского режима. Как минимум до выборов в США Россия не должна решить задач СВО. Что с Украиной будет потом, хозяевам базы Рамштайн, абсолютно не интересно.
Почти то же самое можно сказать и про Европу. США постараются сохранить над ней военно-политический контроль, но обязательно воспользуются (уже пользуются) ее экономическими уязвимостями. Так что и к европейцам теперь можно применить ту же формулу, которую часто применяют к Украине: условия мира для нее сегодня хуже, чем вчера, но лучше, чем будут завтра.
