Легендарные заведения Москвы

Москва считается столицей российского общепита, и это не заморские блюда, а еда для народа – демократичная, вкусная и недорогая. Главные рецепты не меняются десятилетиями, и еще сохранились места, куда люди ходят буквально с времен СССР. Владельцы заведений делают всё, чтобы неизменным оставался не только вкус предлагаемых блюд, но и атмосфера.

Классическая столовая в усадебных интерьерах работает последние сто лет. Расположена она в Доме учёных на Пречистенке, в самом роскошном помещении усадьбы. Её построила в начале ХХ века вдова текстильного магната Александра Коншина. Супруг оставил ей наследство – 20 млн, в пересчете на современные деньги – почти 28 млрд рублей.

В чебуреках знаменитый артист театра и кино Вадим Андреев разбирается не хуже, чем в актёрском мастерстве. Приглашение отобедать в аутентичной чебуречной на Сухаревской принял сразу. Будучи студентом ВГИКа Вадим Андреев любил "Пельменную" на Ленинградском проспекте и "Пивную" на ВДНХ.

"Студенты ВГИКа прозвали пивную "Парламент". Почему? Просто там обсуждали какие-то там сценарии, проекты, всё это жизнь, бурлило, а под пиво особенно", – вспоминает актер.

Шашлычные будущие великие артисты и режиссёры обходили стороной. Для советских студентов шампур шипящего ароматного мяса прямо с мангала был непозволительной роскошь. Ходили в шашлычные после зарплаты и по праздникам.

В легендарное кафе "Шашлычная" люди ходят с 1957 года – за неизменным вкусом и качеством. Ее открывали дважды. 1959-м в Сокольниках проходила американская выставка. Хрущёв показывал свои владения Никсону. Проголодавшись, главы государств направились в "Шашлычную". Для усиления эффекта взяли и открыли её ещё раз. Никаких упоминаний в зале об этом событии почему-то нет.

В интерьерах "Блинной" на Воронцовской были сняты десятки фильмов. Это чудом сохранившийся оазис советского общепита среди модных ресторанов. На кухне – книга рецептов 1955 года – по ней и готовят.

"Пивная на Дмитровке, "Метелица", "Лира" или кафе "Молоко" в Олимпийской деревне, куда ходила молодёжь, потому что там были дискотеки и новая музыка. В каждом районе было своё милое место", – рассказывает экскурсовод, ведущий программы "Пешком" на канале "Культура" Михаил Жебрак.

Уже пять лет как утрачена милая сердцу москвичей "Рюмочная" на Большой Никитской. Многих она перевидала. Рядом театр, консерватория и агентство ТАСС. Говорят, что здесь подрались Пастернак и Есенин. Правда, свидетели утверждают, что литераторы сошлись врукопашную в редакции журнала "Красная Новь".

Совершенно точно в "Рюмочной" бывал автор книг, которые до дыр зачитывали физики-шестидесятники. Славным местом ее называл Даниил Гранин: "Запах водочки, одни мужики. Выпил стопочку, закусил бутербродом. Культурно, коротко".

Студенты МГУ из Китая приехали на Останкинскую по настоянию друзей – попробовать самые знаменитые московские пончики. И почувствовали себя как дома, потому что в их кухне есть что-то подобное – сладкое и немного горячее.

Пончики, объединяющие не только москвичей, но, как выяснилось, страны, здесь пекут и щедро посыпают пудрой уже 70 лет. И всегда за ними очередь.

Когда-то Москва была полна пирожковыми, блинными и рюмочными. В них всегда было тесно и часто весело. Любимые москвичами точки общепита не просто место, где можно утолить голод. Это история города. Может, даже часть его души. Но теперь это, увы, экзотика -исключительно для гурманов.