Новый вызов для правительства Сунака: беспорядки в Лондоне

По предварительным оценкам, в Лондоне должно было собраться свыше полумиллиона протестующих. Они съезжались сюда из других британских городов на автобусах, арендованных организаторами шествия. Маршрут пропалестинской демонстрации был проложен таким образом, чтобы избежать нежелательных столкновений с ультраправыми радикалами.

Акции в поддержку Палестины проходят по всему миру. Демонстрации в американском штате Массачусетс. Митинги в Рамалле на Западном берегу реки Иордан. А в Египте футбольные фанаты буквально взорвали антивоенными лозунгами стадион. Более полумиллиона человек вышли в субботу и на улицы Лондона.

Девять сотрудников полиции получили ранения, 126 человек – под арестом – таков итог Дня памяти павших, который Британия ежегодно отмечает 11 ноября. Торжественные мероприятия на этот раз совпали с масштабной акцией протеста против бомбардировок сектора Газа. По оценкам Скотленд-Ярда, в марше по улицам Лондона участвовали около 300 тысяч человек. Они требовали прекратить кровопролитие.

В противовес выступили правые ультрарадикалы и футбольные фанаты. В центр Лондона их призвал бывший лидер и создатель радикальной Лиги защиты Англии Томми Робинсон. Он заявил, что надо защитить память погибших британских воинов. Вдохновленные этой идеей последователи Робинсона первым делом попытались взять штурмом правительственную улицу Уайтхолл, где буквально через несколько минут должна была начаться церемония поминовения.

Подразделения полиции, предназначенные для подавления беспорядков, были вынуждены охотиться за радикалами и фанатами целый день, периодически вступая с ними в жесткие столкновения. Пропалестинская демонстрация была настроена менее агрессивно, хотя досталось министру Майклу Гоуву. Его преследовали демонстранты с криками "Позор!". Неизвестно, чем все могло закончится, если бы на защиту министру не подоспела полиция.

Поскольку все пришлось на День памяти, в правительстве Сунака рассчитывали, что манифестации можно будет запретить. Но руководство лондонской полиции отказалось это сделать, потому что для такого запрета законных оснований не было. Спор между кабинетом министров и Скотленд-Ярдом превратился в крупный политический скандал.

Министр внутренних дел Суэлла Браверман обвинила полицию Лондона в потворстве пропалестинским демонстрантам и назвала их демонстрации "маршами ненависти". Оппозиция обвинила министра внутренних дел в разжигании ненависти. Одним из первых возмутился мэр Лондона Садик Хан. Он заявил, что это Браверман виновата в том, что ультраправые радикалы стали нападать на полицейских. С призывом отправить Браверман в отставку выступил первый министр Шотландии Хамза Юсеф.

Контролировать ситуацию в Лондоне было призваны 2000 полицейских. Маршрут пропалестинской демонстрации проложили так, чтобы избежать нежелательных столкновений с ультраправыми радикалами. Правительственный квартал в центре Лондона был объявлен запретной зоной для проведения митингов. Полиция получила приказ жестко подавлять малейшие беспорядки и признаки агрессии. Хотя небольшие группы футбольных фанатов занимали позиции по пути шествия сторонников Палестины и пытались их провоцировать.

Среди задержанных большинство составляют ультраправые. Но полиция разыскивает и даже опубликовала в социальных сетях фотографии участников пропалестинской демонстрации, одетых, как боевики ХАМАС. Ищут также тех, кто выступал с лозунгами, вызывающими расовую ненависть.

Во время марша досталось противнику ХАМАС. Он развернул свой плакат на краю шествия. После резкого обострения на Ближнем Востоке акции протеста в Лондоне становятся не только регулярными, но и все более масштабными.

Митинговые страсти сегодня немного улеглись. Монумент памяти в центре Лондона, который защищали от протестующих полицейские, теперь открыт. Но вызов для правительства очевиден: власть и улица говорят на разных языках. Отсюда и неловкие попытки запретить демонстрации и скандальные заявления отдельных министров.