Тема:

Ситуация на Украине 32 минуты назад

Польша выделила один КПП для проезда пустых украинских грузовиков


GLP

Украина подсчитывает убытки от почти месяца блокирования границы польскими перевозчиками. Стоимость доставки выросла более чем втрое, заказы сокращаются. В стране может образоваться острый дефицит соли и горюче-смазочных материалов, а нехватка топлива, в свою очередь, негативно скажется на подготовке аграриев к посевной кампании.

"Цены на определенные виды товаров уже пошли вверх. И есть определенный дефицит и в топливе, в том числе. Конечно, это снижает товарооборот между двумя странами", – отмечает ведущий научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак.

По оценке министерства экономики Украины, рост ВВП может сократиться на один процент, ведь основной экспорт грузовым автотранспортом идет через Польшу. И в ноябре он упал на 40 процентов.

В целом и экспорт, и импорт, если брать все направления автомобильных перевозок, потеряли около четверти.

"Мы несем большие финансовые потери, прежде всего, из-за простоя и невыполнения контрактов. Более того, конец ноября, декабрь – это месяцы, когда традиционно формируются новые контракты на следующий год. Соответственно, когда нет возможности своевременно доставлять продукцию, многие контрагенты ищут варианты договориться с кем-нибудь другим. Значит для 2024 года последствия будут еще хуже, чем те, что мы видели за месяц блокады, которую организовали польские перевозчики. А к ним уже частично присоединились словаки. Также в субботу, например, проезду на Украину препятствовали венгры", – заявил зампредседателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.

Очередь на границе растянулась почти на сто километров. Утром 3 декабря возможности проехать из Польши на Украину ждали более 2 с половиной тысяч фур.

Польские перевозчики блокируют пункты пропуска с 6 ноября. Они требуют отменить льготы, которые Еврокомиссия ввела для украинских конкурентов: восстановить лицензирование коммерческого транспорта и отозвать разрешения, выданные после 24 февраля прошлого года, так как стоимость их услуг теперь отличается в два-три раза. На отдельных этапах к этой акции протеста присоединялись польские фермеры и перевозчики из других стран.

"Украинские грузоперевозчики, воспользовавшись тем, что им дали возить грузы без дополнительного получения разрешений, вытеснили по крайней мере в направлении поставок грузов на территорию Украины, в том числе, польские компании, частично немецкие компании. И именно это вызывает возмущение. То есть и поляки, и немцы всегда считали, что на поставке грузов Украине должны зарабатывать они, а ни в коем случае не украинцы. Максимум украинцы могут быть водителями на польских грузовиках", – считает руководитель Экспертной группы Научного центра евразийской интеграции Олег Ногинский.

В Брюсселе подчеркивают, что соглашение по транспорту было утверждено Советом Европы, поэтому Еврокомиссия не вправе его отменить. Решать вопрос придется самим участникам конфликта. Между тем из-за блокады таможенные поступления в бюджет Украины оказались почти на 80 процентов ниже прогноза, и в Верховной раде обеспокоены, что это ведет к недофинансированию вооруженных сил.

Финансовые потери, по некоторым оценкам, превышают 400 миллионов евро. Украинские перевозчики готовы судиться, чтобы возместить убытки. Однако эксперты сомневаются в успехе.

"Польское государство формально не блокировало границу и не закрывало перевозки. Формально этим занимаются некие общественные объединения, организации и частные лица. Для того, чтобы эти иски имели хоть какую-то юридическую перспективу, нужно очень четко идентифицировать, кто же виноват в том, что грузы простояли на границе и не могли быть перемещены. И до того, пока не будут определены собственно ответственные за это лица, никакой перспективы у данных судебных исков нет", – говорит Олег Ногинский.

Союз работодателей транспорта и логистики Польши подготовил законопроект, по которому как минимум половину товарного обмена с Украиной транспортные компании должны проводить с помощью польских перевозчиков. В противном случае штраф – 30 процентов годовой выручки. При этом Варшава сделала небольшой шаг навстречу Киеву: выделила один КПП для проезда пустых грузовиков.