Михаил Ковальчук о науке на Западе: ученый там – это рабочий конвейера

Для России модель государственной академии наук – самая правильная, убежден академик РАН Михаил Пальцев. По его словам, Петр I, создавший в России такую модель, был в некотором роде провидцем.

"Российская академия наук, созданная Петром I, создала потребность в ученых людях. Это очень важный момент. Благодаря этому появились сильные университеты", – отметил Пальцев в фильме "Мыслители", приуроченном ко Дню российской науки и 300-летию РАН, которые отмечаются 8 февраля.

С мнением академика согласен вице-президент РАН, научный руководитель ЦАГИ Сергей Чернышев.

"Если это просто клуб, ну, вот, ты собираешься, но ты никому ничего не должен. А если государство платит, то ты обязан что-то делать для государства. Это вопрос взаимной ответственности и это сохранилось. И это единственная академия такого рода в мире", – сказал Чернышев.

Пальцев, в свою очередь объяснил разницу между российской и западной наукой:

"Наука там устроена по-другому, наука там покупается. "Товар – деньги – товар", все по Марксу".

По мнению президента НИЦ "Курчатовский институт" Михаила Ковальчука, на Западе наука – это "конвейер, который обслуживает интересы крупных транснациональных компаний".

"По факту они стали заводской лабораторией. Люди, научные работники, превратились в подавляющем большинстве в конвейерных рабочих, – считает он. – Просто они не гайки закручивают: один меряет квантовый эффект Холла, второй еще что-то делает, третий, там, белки синтезирует. А ученый – это не тот, кто меряет эффект Холла. Это мыслитель".

Документальный фильм "Мыслители" доступен на медиаплатформе "Смотрим".