Жители Словакии чтят память советских солдат – своих освободителей

В Европе все жестче бунтуют фермеры. Особенно горячо в Польше. Внушительная делегация Украины во главе с премьером Шмыгалем приехала на польско-украинскую границу на переговоры, но к ним со стороны Польши никто так и не явился. Против аграрной политики Еврокомиссии протестуют и в Словакии. Премьер Роберт Фицо – на стороне протестующих.

Евросоюз, наши дни. Под российский гимн 23 февраля словацкий городок Крупино открывает памятник советским солдатам.

- Вы не боитесь включать российский гимн на территории Словакии?

"Нет, не боюсь, – говорит мэр города Крупино Радослав Вазан. – Не боюсь, не нужно бояться! Эти люди под этим гимном освобождали нас, нашу страну во время Второй мировой войны и конкретно наш город. Мы им скажем большое спасибо за то, что освободили нашу страну!".

Идут не сносить, а поклониться. Старики и молодежь кладут гвоздики к памятнику 26 защитникам своего города. Крупино помнит.

На вечную славу и память героев солдат Красной Армии, погибших при освобождении города Крупино 3-5 марта 1945 года. И имена – здесь и татары, и узбеки, и русские с украинцами.

Все они – 228-я стрелковая дивизия второго Украинского фронта, которая вместе с румынскими солдатами и партизанами выдавливала фашистов. В оккупированном Крупино у немцев было гестапо, от рук которого погибли десятки местных жителей.

На церемонию открытия памятника освободителям горожане пригласили и российского посла в Словакии Игоря Братчикова.

"Этот памятник сооружен на средства жителей города Крупино. Ни одного цента не взято ни из государственной казны, ни со стороны. Это все деньги жителей города Крупино", – говорит наш дипломат.

Впрочем, и из бюджета Словакии деньги на уход за захоронениями воинов-освободителей выделяются. В этом году – 250 тысяч евро.

"Мы ценим каждого человека доброй воли независимо от того, где он живет – на севере, на западе или на востоке. Мы очень благодарны бывшему Советскому Союзу за освобождение Словакии и Чехословакии", – говорит под аплодисменты премьер-министр Словакии Роберт Фицо.

Пример показательный на фоне соседей по ЕС, где отказываются не только от общего прошлого, но и от сытого настоящего.

Разрыв отношений с Россией бьет и по крупным предприятиям – без дешевого газа больше 500 заводов обанкротились, – и по мелким фермерам.

Кто сегодня главный на европейских дорогах, понятно без слов. Фермеры в разных странах на сотнях, если не тысячах тракторов выехали на улицы, чтобы сказать "нет" политике Брюсселя в отношении европейского сельского хозяйства.

В Словакии две тысячи тракторов блокируют дороги. Одна из колонн – у здания представительства Еврокомиссии. Брюссель их довел своей "зеленой повесткой" и бюрократией. На акции много лозунгов, и один из них – "Украинские продукты нам не нужны".

Гудят Париж, Мадрид, Прага. В Афинах – пчеловоды против меда с Украины. Украинское зерно не пускают к себе польские фермеры.

"Это же катастрофа для нашего сельского хозяйства! Вот почему мы критикуем Брюссель", – говорит вице-спикер Национального Совета Словакии Любош Блаха.

- По Вашему мнению, зачем Брюссель это делает? Зачем защищает украинскую сельзхозпродукцию и буквально уничтожает европейское сельское хозяйство?

"Военный психоз. Слепое мышление. Они так ненавидят русских, что собираются разрушить нашу экономику, – говорит словацкий парламентарий. – Ну давайте уже будем прагматичными. Все наше процветание уничтожено антироссийскими санкциями. Раньше у нас был дешевый газ, дешевая нефть из России, а теперь мы вынуждены покупать у Америки втридорога. Мы говорим нашим коллегам в ЕС: будьте реалистами! Вы не выиграете войну против России, это супердержава. С ней нужно договариваться!".

Риторика Любоша Блахи раздражает Брюссель и Вашингтон, его страницы в соцсетях, принадлежащих американцам, заблокировали. А он продолжает гнуть свою линию – линию национальных интересов Словакии. Так, в первый день на посту вице-спикера парламента он вынес из кабинета флаг ЕС.

- Это не означало, что я ненавижу Евросоюз. Нет, конечно. Нам просто нужно защищать наши национальные интересы в ЕС. Мы патриоты, мы словаки. Вот почему у меня здесь сразу два флага Словакии.

Отъезжаем в глубь страны и встречаем место, где рядом с флагом Словакии – флаги БРИКС. Венгрии, Австрии, Казахстана, Армении – и все.

- Какой тут плохой? Американского нет!

У председателя комитета антифашистской организации Словакии Мирослава Наглика претензия к американцам из-за их попыток переписать историю его страны. Через прозападные фонды ведется работа по притягиванию за уши роли союзников в освобождении Чехословакии.

Только в боях за Словакию свои жизни отдали 65 тысяч красноармейцев. Захоронений по стране больше 200, и в памятные даты там многолюдно.

"Не нужно этих людей знать, если знаем их историю, если знаем, чем они пожертвовали, уже этого хватит для того, чтобы человек склонил голову и сказал "спасибо", – говорит Мирослав Наглик. – Мы своих героев знаем, мы своих героев не забываем и не забудем!".

Свои – все те, кто освобождал. Второй украинский был многонациональным. Пока соседи обливают грязью советских воинов и сносят памятники, Словакия прославляет героев.

Например, маршала Родиона Яковлевича Малиновского. Монумент маршалу Малиновскому пару лет назад открыли в одном из сел. Их память не избирательна – чтут и военачальников, и рядовых. Приходят и к местам массовых захоронений, и к одиноким могилкам.

- Тут лежит советский вояк Яков Дмитриевич Первушин. Пал в бою за нашу свободу.

Вот он – Яков Дмитриевич Первушин. За 20 лет жизни его вряд ли кто-то успел назвать по имени-отчеству. В 41-м попал в плен, потом в концлагерь, из которого бежал.

После побега Яков Первушин примкнул к партизанам, которые воевали в этих горах. В один из дней русский солдат, как свидетельствуют архивные документы, спустился в деревню, чтобы взять врача и отвести его в отряд к раненым товарищам. И как раз в это же время в деревню нагрянули эсэсовцы с карательной операцией. Врача-еврея и русского партизана они расстреляли.

Тела нашли жители села Латковце, они же и похоронили убитых на местном кладбище. Историк Славомир Фиялка, когда узнал о могиле, перерыл словацкие архивы, чтобы выяснить путь солдата, а потом дошел и до родни Первушина в Архангельске. Написал, где похоронен их солдат. Потомки приехать не могут, и за могилой следят словацкие активисты.

- Вы все это делаете на свои деньги, в свое время. Вы этого человека, понятно, никогда не видели, вы его не знаете. Зачем вам это?

"Потому что это были молодые герои, которые… это наш исторический долг! Они погибли за нас, за нашу свободу. Это были русские командиры. Они здесь были, партизанили. Их с парашютов высаживали, и они здесь воевали, в этих горах", – говорит Фиялка.

И в мае благодарные жители Словакии пойдут на могилы освободителей не с бульдозерами, а как всегда с цветами, чтобы сказать "спасибо" тем, кто их спас.