Тема:

Ситуация на Украине 11 минут назад

Украинским пилотам F-16 мешает учиться незнание языков


AP Images

На Украину собираются отправить устаревшие F-16, произведенные в 70-80-х годах прошлого века. Для стран Запада Украина остается местом утилизации старого оружия. Впрочем, даже новые F-16 не смогут изменить ситуацию на фронте.

Киевский режим выпрашивает американские самолеты с самого начала конфликта. И примерно столько же времени Запад кормит его обещаниями. Да и сейчас конкретики мало. Когда передадут истребители, неясно. Спикер Воздушных сил Украины на этой неделе заявил, что "после Пасхи". Католическая Пасха уже давно прошла. Православные отмечают ее 5 мая. В общем, "после Пасхи" – понятие тоже довольно растяжимое.

Количество самолетов варьируется. Но речь идет явно не о сотнях, а о десятках единиц. Министр обороны США Ллойд Остин говорил, что Украина получит больше одной эскадрильи F-16. Одна эскадрилья – это 12 самолетов. В ВСУ заявляют, что для "перемоги" им нужно как минимум четыре эскадрильи.

По всей видимости, первые самолеты поступят из Дании. Королевство согласилось отдать 19 истребителей. Кроме датчан, 24 самолета пообещали Нидерланды, 22 – Норвегия. Ещк их собиралась передавать Бельгия, но пока неизвестно сколько.

"Это серьезная машина, но надо учесть, что ее очень сильно "раздевают", прежде чем передать Украине, и Украина получает машину прошловековую. То есть не самые совершенные модификации этого F-16, а довольно-таки старенькую машину. Как она поведет себя в воздушном бою, пока говорить еще рано. Поживем-увидим", – говорит Александр Шарковский, военный эксперт, специальный корреспондент газеты "Аргументы недели".

Главная проблема, кто будет ими управлять. Пилоты для будущих украинских самолетов сейчас учатся в США и Дании. Но любой эксперт подтвердит, что быстро переучить летчика невозможно.

К примеру, в Дании они проходят переподготовку с августа 2023 года. Мягко говоря, времени не так много: техника сложная, плюс языковой барьер. При этом в учебном плане нет никаких тренировочных полетов, имитирующих воздушный бой. Украинских летчиков натаскивают исключительно на удары "воздух-земля".

Не так давно французская газета Le Monde написала, что украинским летчикам, которые сейчас находятся на площадках НАТО в Европе, еще учиться и учиться. По информации издания, из 10 украинских офицеров шестеро до первого этапа европейской подготовки ни разу в жизни не управляли истребителем. Первые полгода будущие пилоты F-16 потратили на изучение английского языка и лишь потом перешли к основам боевой авиации. И по самым оптимистичным оценкам в строй они смогут встать не раньше конца 2024 года, а то и в начале 2025 года.

"Украинские пилоты не смогут нормально управлять этими самолетами. Очевидно, что пилотировать будут наемники из ЧВК, где имеется опыт боевых действий на подобных самолетах. Я думаю, они не долетят до линии боестолкновения. У нас есть С-400, С-500, С-300 – это все прекрасно отработает по F-16. И весь пиар американской военщины, которая помогает украинской хунте, закончится очень быстро", – считает Евгений Михайлов, военный эксперт, директор Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа.

Допустим, за штурвал украинских F-16 посадят наемников. Откуда они будут взлетать? Армия России регулярно наносит результативные удары по тылам ВСУ. Как раз недавно наши военные поразили несколько авиабаз на западе Украины, которые пытались подготовить к размещению F-16.

"Где им базироваться? Сеть аэродромов постоянно под огневым контролем России. Они, скорее всего, должны базироваться на аэродромах не украинских. Вот почему всплывает акватория Черного моря – это, значит, аэродромы Румынии, например. Запад думает, что мы должны играть по правилам, а они будут играть, как считают нужным, и грозить нам пальчиком", – объясняет Денис Батурин, политический консультант, советник председателя Общественной палаты Республики Крым.

В Румынии пунктом размещения F-16 может стать аэродром 57-й авиабазы в Констанце. Объект находится в 100 километрах от острова Змеиный. А еще там же расположен центр обучения пилотов. В стороне, видимо, не останется и Польша. Речь, в частности, может идти о небезызвестном натовском аэродроме в Жешуве. В любом случае, как отметил наш президент в конце марта, если переданные Украине самолеты будут запускать из третьих стран, они станут для нас легитимной целью.

"Соответственно, ситуация складывается таким образом, что пойти на этот шаг – это великая авантюра. Пойдут ли они, сыграют ли они ва-банк? В любом случае наши Военно-воздушные силы и Вооруженные силы готовы встретить F-16", – уверен Вадим Мингалев, военный эксперт, политолог.

Ну, и давайте не будем забывать, что киевский режим вступал в конфликт не без авиации. На начало СВО в составе Воздушных сил Украины числилось 152 боевых самолета. Даже по данным западной прессы, только за первые полтора года российская армия уничтожила 70 крылатых машин. Потери сначала пытались восполнить за счет советских запасов из Восточной Европы, но вскоре ангары Польши, Словакии и Болгарии тоже опустели.

Конечно, не нужно недооценивать врага: F-16 в целом неплохая боевая машина, хлопот может доставить, но ситуацию на фронте не изменит, как не смогли это сделать ни Leopard, ни Abrams, ни Bradley, ни другая поверженная натовская техника, которая сейчас в качестве трофеев выставлена на Поклонной горе.