Тема:

Мигранты в Европе 3 дня назад

Албания продает Италии земли под беженцев

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони прибыла на этой неделе в Албанию проверить строительство центров, куда Италия будет переправлять нелегальных мигрантов. Правозащитники бьют тревогу – это новая тюрьма Гуантанамо. Но построят ли ее? Коррупцию же никто не отменял – ни в Албании, ни в Италии.

Кусочек земли у деревни Жадор Италия покупала у Албании как кота в мешке. На полоске земли в 70 тысяч квадратных метров Мелони формально у себя дома. Предлагая помощь с мигрантами, Албания просто берет деньги и умывает руки. Мол, привозите и делайте что хотите… Законы, охрана, проблемы – все ваше, итальянское.

Мелони показали лишь пару картинок. Центр стоимостью в миллиард евро должен был заработать 20 мая, но сейчас здесь голое поле, пара экскаваторов, стройматериалы.

- Что-то про базу знаете? – спрашиваем у фермера.
- В августе. Видел по телевизору, что в августе. Да, точно обещали в августе.

Что можно построить за два месяца? Максимум сборные пластиковые модули, в которых мигранты, плывшие в Италию, но неожиданно оказавшиеся в Албании, должны дожидаться документов.

Место для центра мигрантов выбрано идеально. Это бывшая секретная военная база, порт – в 20 минутах, вокруг лишь крохотные деревни. Четыре тысячи в лагере Жадор – плюс центр в порту. Первоначально он задумывался лишь как первый пункт с санитарным контролем, проверкой документов, душем, карантином. Но на церемонии инаугурации в среду премьеры Албании и Италии уже внесли корректировки – не центр и лагерь, а два лагеря. Ведь если постараться, в портовый центр можно вместить тысячу человек.

Помочь Италии решить вопрос с мигрантами Албания согласилась по-дружески, но не бесплатно. Беженцы оптом – отличная акция, депозит – гарантия в 100 миллионов, расчеты за услуги гостеприимства два раза в год. Но во сколько обойдется Италии эта инновационная идея, еще никто не знает. Контракт на строительство выиграла фирма, владелец которой уже проходил по делу подставных конкурсов, предложив самую низкую цену, но в итоге все как обычно.

Делаем прикидки по строительству. Возведение (было 39, стало 65; еще миллион накинули в мае). Охрана двух точек, а для этого нужно перевести в Албанию 500 полицейских (200 млн в год), 45 тюремных охранников (20 млн). 6,5 млн – адвокатам для подготовки документов. Не забудем про аренду парома, который будет перебрасывать выловленных в море и отобранных для Албании мигрантов. 300 пассажиров и 100 членов экипажа могут обойтись в 13,5 млн на 90 дней (то есть в год – 54 млн).

"Миллиард, миллиард евро выбросили на этот предвыборный ролик! Прекратите заниматься кампанией, премьер-министр. Позор, позор", – кричат люди.

Сомнения есть и у албанцев. Он готовятся к туристическому сезону и переживают, как туристы отнесутся к тому, что километре от этих пляжей, которых называют албанским Римини, будут жить гости из Африки? Но сомневаться в Албании можно, пока камера не работает. И вот вам самый популярный ответ: "Я вас не понимаю".

- Я не думаю, что это опасно, – говорит девушка на пляже
- Подождите, но пять тысяч мигрантов здесь будет.
- Да, пять тысяч – это серьезная цифра, но не думаю, что это опасно.

А других ответов в Албании не бывает – за них приходиться платить. Готовя итальянцев к тратам в миллиард, журналисты итальянского канала RAI 3 попытались понять природу глубоких исторических и финансовых связей между Италией и Албанией. Почему в Тиране итальянские флаги, почему главные символы столицы построены итальянскими архитекторами и на какие деньги? Копая то, что в Албании не принято трогать, журналисты пошли далеко.

Они проведали и всех оппозиционеров премьера Эди Рамы, и уволенных (за то, что задавали лишние вопросы) следователей прокуратуры в Тиране, а в Швейцарии – бывшего полицейского по борьбе с наркотиками, что представил важную информацию прокуратуре. Дритан Загани потом получил политическое убежище и сейчас живет за границей под новым именем.

- Есть целая группа наркоторговцев, которые после выборов стали очень влиятельными.
- После выборов 2013 года?
- Да. Когда я начал ими заниматься, то узнал, что это племянники моего министра. Бывшего министра внутренних дел.

Журналисты нашли и бывшего заместителя Рамы, который тоже в Швейцарии. Прихватив на ужин скрытую камеру, они узнали от Арбена Акматая, что много лет тот был правой рукой албанского премьера, а также кто и как часто навещал Эди Раму в премьерской резиденции.

"Криминальные группы выигрывают конкурсы благодаря подставным людям. Строят, отмывают свои грязные деньги благодаря строительству. Но все знают, что на самом деле они занимаются продажей наркотиков по всей Европе. Между этими группами есть координация, они не убивают друг друга только потому, что Эди Рама приказал им не делать глупостей", – говорится в фильме итальянских журналистов.

Две серии программы премьер-министр Рама навал мерзкими и пытался звонить на итальянское телевидение.

Джорджа Мелони выражала солидарность. Ведь этот проект "мигранты оптом" для нее не только предвыборное обещание, а личная идея, которая родилась прошлым летом в отпуске. До Мелони этот вопрос итальянское правительство пыталось решить разными способами. Даже взятками ливийцам, организаторам незаконной миграции, и заселением беженцев в пятизвёздочные отели.

Албанский премьер согласился на это предложение обычным своим способом, то есть не посоветовавшись. Строить в Албании умеют не только на земле, но и на бумаге. Каждый день об этом напоминает бывший премьер и лидер демократической партии Сали Бериша, обвинённый прокуратурой в коррупции и находящийся под домашним арестом.

"Эди Рама не ваш премьер-министр. Смотрите на факты: у нас есть мусоросжигательный завод, которого не существует, за него заплатили 130 миллионов евро, и главные виновники на свободе – Эди Рама и Эрион Велиай. Но самый вопиющий факт в том, что и по сей день ваши деньги продолжают поступать в фиктивное предприятие Эди Рамы и Эриона Велиая, в мусоросжигательный завод в Тиране".

Идея Мелони ссылать мигрантов за пределы Италии, как это делает Британия, перебрасывая своих в Руанду, нравится как минимум 14 странам Евросоюза. Если все получится и если албанский центр не превратится в концлагерь с происшествиями и побегами, он может стать моделью. Для Албании этот тоже шанс. Она может хоть немного поправить свой имидж и статус – из наркогосударства в стиральную машинку.