Тема:

Автоликбез 1 месяц назад

ТО не то: система прохождения техосмотров дала сбой

В Госдуме готов к рассмотрению закон, отменяющий обязательный техосмотр для частных автовладельцев. Сделают его почти добровольным, то есть ТО не исчезнет вовсе, он остается нужным для постановки на учет или регистрации переделок в машине. Но только первое чтение обсуждения техосмотра депутатами намечено на ноябрь. Но пока Единая база цифровых диагностических карт висит уже четыре дня подряд.

С 1 октября в России изменились правила прохождения техосмотра автомобилей. И это нововведение вызвало массу вопросов и недопонимания у автовладельцев. На какие машины нужно срочно оформить диагностическую карту, а кому можно воспользоваться отсрочкой? Станет ли карта ТО обязательной при оформлении полиса ОСАГО? И что делать, если во время проверки автомобиля зависла база диагностических карт?

Обязательный техосмотр автомобилей действует уже четвертый день, а об этом далеко не все автовладельцы знают. Его же летом "отвязали" от ОСАГО – получается, кому это ТО теперь нужно? Оказалось, что нужно. Причем на пунктах техосмотра произошел своеобразный коллапс – единая база цифровых диагностических карт по сути рухнула. И в итоге у многих ТО остается не пройденным.

Пункт технического осмотра на Алтуфьевском шоссе оборудован на цокольном этаже административного здания. И, по чести сказать, мы ожидали, что здесь будет какое-то столпотворение машин, автовладельцев – все-таки "коллапс ТО". Но, как видите, полная тишина, никого! И вообще непонятно, работает ли этот техосмотр сейчас?

Свет горит, дверь открыта, внутри проходит диагностика. На техосмотре – обычный гражданский автомобиль, на вид ему лет 10-12. Хозяйка говорит: записалась, приехала, приняли.

– Допустим, девушка приехала. Она по записи, да?

– Да, по записи...

– То есть на определенный день и определенный час?

– Да, сейчас мы раскидали все по электронной записи. Поэтому народ приезжает, столпотворения нет.

Техэксперт показывает ту самую пресловутую базу. Здесь создается диагностическая карта, вводятся данные, загружаются фотографии, привязанные к месту по системе ГЛОНАСС – ради чего база и была создана, чтобы не жульничали с техосмотром. Но в первые дни октября сервер стал периодически "залегать" по всей стране, по всем пунктам техосмотра.

– Бывает, что не срабатывает?

– Бывает, у тебя вместо этого – "белый экран Малевича". И ничего, ничего нет! И непонятно: туда-сюда. Базы нет! Белый экран, больше ничего нет.

И ладно – частник. Диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для предъявления инспектору ГАИ. А как быть автомобилям оперативных служб, которые проходят техосмотр? Как быть десяткам тысяч единиц общественного транспорта, такси?

– Прежде по договорам аренды мы водителям компенсируем сутки. Если он едет еще раз и еще раз, не проходит ТО еще за сутки, то можете просто посчитать количество автопарка, умноженное на количество таких дней аренды автомобиля, – считает потери руководитель службы эксплуатации таксопарка Януш Пинтер.

При этом, если обнаружится, что машина вышла в рейс без техосмотра, то есть без диагностической карты, штраф составляет 50 тысяч рублей с организации. Частный автовладелец штрафуется на две тысячи рублей. Только его не просто выявить – разве что уличной камерой, синхронизированной с той самой цифровой базой, которая сегодня работает через раз. Пока прецедентов с автоматическим штрафом не было.

– Это достаточно новая база данных. Вполне возможно, что министерство внутренних дел, которое является администратором этой базы, просто не справилось пока с возросшим объемом. И базы не работают по какой-то случайности уже четыре дня, – констатирует председатель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. – Как раз с первого октября, когда закончился мораторий на проведение техосмотра. И сейчас, слава Богу, простые автовладельцы освобождены практически от прохождения техосмотра. Потому что 22 августа у нас отвязан техосмотр от страхования ОСАГО и никакой ответственности за его непрохождение нет.

Многие водители возмущены – мы опять будем мучиться с этим ТО? Некоторые считают, что визит в такой пункт позволяет контролировать техническое состояние машины, это своеобразная самодисциплина ради безопасности.

В Госдуме готов к рассмотрению закон, отменяющий обязательный техосмотр для частных автовладельцев. Сделают его почти добровольным, то есть ТО не исчезнет вовсе – он остается нужным для постановки на учет или регистрации переделок в машине. Но только первое чтение обсуждения техосмотра депутатами намечено на ноябрь.