Склады забиты, но машину не купить: кто виноват в дефиците на авторынке

Уровень продаж автомобилей по сравнению с 2021 годом снизился на 80 процентов. Однако дефицит, скорее всего, искусственный. Склады забиты новенькими автомобилями. Почему они спрятаны от посторонних глаз?

"Москвичу" предстоит вернуться на рынок, который лихорадит и штормит. Даже те, кто не имеют автомобиля, кажется, знают точно: цены на машины – и новые, и с пробегом – как еще в марте устремились в стратосферу, так возвращаться оттуда даже не думают. Причем те, кто располагает средствами, все равно не могут купить себе авто – в салонах их просто нет.

Бесконечные ряды одинаковых белых машин в защитных чехлах выстроены в идеальном порядке. Настоящий рай для перфекциониста. Это одно из многочисленных хранилищ для новых автомобилей, которые разбросаны по всему Подмосковью.

- Здесь привозят, растаможивают, а потом увозят...

- Мы просто видим там много легковых машин.

- Очень много!

- А что за машины?

- Китайские.

Домодедово, бывшая промзона, специализированная стоянка для китайских брендов. Та же самая картина и в Солнечногорском терминале. А это таможенный центр возле деревни Акулово в Одинцовском районе. Это именно логистический хаб, а не стоянка, принадлежащая какому-либо автоконцерну. То есть, по идее, здесь должна быть высокая оборачиваемость. Приезжает одна партия и тут же ее отправляют автодилеру.

Площадка со всех сторон окружена высоким забором с колючей проволокой. Внутри настоящее "месторождение" Kia калининградской сборки. Но охрана терминала признается: эти богатства сейчас, по сути, никому не нужны.

- То есть машины все-таки есть, получается, да?

- Конечно.

- В автосалонах говорят, что машин нет.

- Вот полный склад! 13 тысяч машин.

- А что их не забирают?

- Люди не покупают!

Резкий провал продаж подтверждают сухие цифры статистики. В июне россияне купили всего 27 тысяч новых машин. Для сравнения: год назад – более 150 тысяч.

"Рынок снизился относительно на 2021 года в среднем на 80-85 процентов в зависимости от бренда. Это коснулось абсолютно всех дилерских центров", – говорит Александр Зиновьев, управляющий партнер компании-официального дилера Kia.

При этом во многих автосалонах острый дефицит машин.

- А это что тогда?

- Старые запасы.

Этот бюджетный корейский седан в средней комплектации с обычной механической коробкой передач сейчас стоит больше 2 миллионов. Менеджер советует брать немедленно.

- Может они подешевеют еще?

- Навряд ли. Там нечему дешеветь. Площадка вот эта – все, что в наличии – продано. Чему тут дешеветь? Поставок нет, чему дешеветь?

- В смысле, машин больше нет?

- Ну, они идут по чуть-чуть. Они приходят, и их покупают сразу. Площадка тут на 550 машин, а в наличии порядка 70 машин на четыре салона.

Салон премиальных спорткаров на Ленинском. Ценники здесь уже 8-значные, и клиенты посолиднее. Но проблемы аналогичные.

"Автомобили, которые сейчас, например, стоят на складах, на транзитных складах, где-то в таможенных терминалах, они не отгружаются по причине того, что поставщики не хотят оказаться под государственными санкциями, бренды не хотят рисковать. Немножко доступны корейские автомобили. По европейцам, американцам, британцам совершенно нет ничего! Все, что продают дилеры сейчас, это остатки", – объясняет Максим Шишко, генеральный директор компании "Автодом-подписка".

Впрочем, эксперты уверены: дефицит создан в том числе по вине самих автопроизводителей.

"Представительствам не интересно их отгружать, потому что нет новых поставок, а значит есть дефицит. На фоне дефицита можно выставлять любые цены, и потребитель найдется. Им мешает их собственная жадность. Те же самые китайцы: им очень нравится свои кроссоверы продавать в России по цене баварских в Германии", – рассказывает Антон Шапарин, вице-президент национального автомобильного союза.

Зарабатывать пытаются не только на самой машине, но и на дополнительном оборудовании. За какие-нибудь коврики в салон могут просить десятки тысяч рублей. А без них машину продавать отказываются.

Ситуацию на рынке должен изменить, во-первых, параллельный импорт. Если машин снова будет много, то продавцы не смогут диктовать свои условия покупателям. А во-вторых, отечественные автомобили. Они-то как раз на рынке есть и гораздо доступнее конкурентов. В условиях крепкого рубля цены неизбежно упадут, считают в правительстве.

"С учетом того, что у нас курс, например, чуть больше 50 рублей за доллар уже на протяжении месяца, сейчас тоже происходят закупки импортных компонентов. Если курс рубля ослабнет, то дальше мы будем видеть другие трансформации: курс ослаблен, а цены, наоборот, где-то даже будут, значит, ниже", – уверен Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ.

Кроме того, эти запасы на стоянках рано или поздно тоже придется распродавать. Хотя бы для того, чтобы окупить расходы на производство. Это тоже поможет стабилизировать ситуацию на рынке.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.