Тема:

Ситуация вокруг КНДР 1 год назад

Встреча Трампа и Ким Чен Ына: много слов, но ничего конкретного

Историческим назван американо-северокорейский саммит, состоявшийся во вторник в Сингапуре. Сам факт встречи лидеров, которые до сих пор неоднократно грозились уничтожить страны друг друга и недипломатично обзывались, историческое событие.

Автор: Дмитрий Киселев

Уже историческим назван американо-северокорейский саммит, состоявшийся во вторник в Сингапуре. Историческим в заголовке самого документа.

"Президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп и председатель Корейской Народно-Демократической Республики /КНДР/ Ким Чен Ын провели 12 июня 2018 года первый исторический саммит в Сингапуре".

И действительно, сам факт встречи лидеров, которые до сих пор неоднократно грозились уничтожить страны друг друга и недипломатично обзывались, сам факт встречи лидеров государств, между которыми даже не установлены дипломатические отношения, сам факт международного авиаперелета Ким Чен Ына — историческое событие. Историческим можно считать и радикальную смену имиджа, общей стилистики Ким Чен Ына. Теплые прикосновения с Трампом, общая приветливость и похохатывания. Другой человек! Все, словно в голливудской режиссуре.

Но интересно вчитаться и в сам текст подписанного документа. В нем четыре выделенных пункта.

"1. США и КНДР обязуются установить новые отношения в соотвествии со стремлением народов двух стран достичь мира и процветания".

Ну, это важные, хотя и общие слова. "Новые отношения". Как "новое мышление" от Горбачёва. Для нас — розовый туман. Западом считывалось, как сдача позиций. Интересно, как будет сейчас.

"2. США и КНДР намерены объединить свои усилия для достижения стабильности и мира на Корейском полуострове".

Пока тоже некие намерения. Хотя без конкретики. Но все же прогресс. Никто никого не обзывает.

"3. КНДР обязуется добиваться полной денуклеаризации Корейского полуострова".

Отлично. Но ни сроков, ни условий. Ни контроля, ни конкретики. В целом — пустовато. Историческая пустота.

И последний пункт.

"4. США и КНДР обязуются идентифицировать останки американских военнослужащих, военнопленных, пропавших без вести, в том числе обеспечить немедленную репатриацию тех, что уже идентифицированы".

Это гробы с американскими солдатами, погибшими на Корейской войне 50-х годов прошлого века. Пхеньян с удовольствием отправит их в США. Как привет из прошлого.

Вот и все пункты. Правда, еще есть одна интересная строка в преамбуле: "Президент Трамп обязался предоставить гарантии безопасности КНДР" в обмен на непоколебимую приверженность Ким Чен Ына полной денуклеаризации Корейского полуострова. То есть гарантии когда-то в будущем Трамп обязался предоставить. Не понятно, в чем гарантии. Позже на пресс-конференции Трамп уточнил, что может вывести из Южной Кореи 32 тысячи американских солдат.

Но это еще все же не те гарантии, которые Ким Чен Ына могут устроить. Да и что стоят гарантии Трампа? Можно ли с США хоть о чем-то договариваться? И чего стоят их гарантии? Ведь пока шел саммит в Сингапуре, в Вашингтоне в нарушение недавних договоренностей с Пекином готовился список китайских товаров, импорт которых американцы обложат пошлиной в 50 миллиардов долларов. Чистой воды вероломство. Договоренности США и Китая Трамп терпел дней десять. Потом не выдержал и, скорее всего, буквально порвал. Беглые обитатели Белого дома теперь пишут, что Трамп любит рвать не нравящиеся ему документы. Возмущенный Пекин уже заявил, что ответит американцам взаимностью.

И еще. На пресс-конференции в Сингапуре Трамп заявил, что США на время ведения благоприятных переговоров прекращают совместные с Японией и Южной Кореей маневры. Здесь противоречиво. С одной стороны, он говорил, что ничего не сдал. Отказ от военных маневров — это что, ничего? Или отказа от маневров нет? Пентагон тут же сообщил, что приказа отказываться не было. Позже сигнал вроде прошел, но потом и госсекретарь Помпео пояснил, что в любой момент объявленное Трампом решение отменить маневры может быть само отменено.

Автор: Сергей Мингажев

За моей спиной — въезд на крупнейшую в Южной Корее американскую авиабазу Осам. Именно отсюда вылетают стратегические бомбардировщики США для демонстрационных облетов северокорейской границы. Сюда же сразу после завершения саммита в Сингапуре прибыл госсекретарь Майк Помпео для экстренных консультаций с южнокорейскими и японскими официальными лицами.

Первое, что он заявил: мораторий на американо-южнокорейские учения — это единственная существенная договоренность встречи с Сингапуре — может быть отменен в любой момент.

О приостановке учений президент США заявил уже на итоговой пресс-конференции, а до саммита — напряжение и интрига сохранялись до последней минуты. Это напоминало подготовку к матчу боксеров-тяжеловесов. Они остановились в двух разных отелях — в пяти минутах ходьбы друг от друга, но власти Сингапура сделали все, чтобы дороги Трампа и Кима раньше времени не пересекались. Автоматчики и полицейские кордоны — на каждом шагу.

Режим безопасности распространился даже на местных павлинов, один из которых ошалело бродил среди полицейских автобусов на острове Сентоса.

Северная Корея соблюдает предельную конспирацию. Несмотря на 35-градусную жару журналисты второй день дежурят напротив отеля, где остановился Ким Чен Ын, в надежде, что он все-таки порадует их своим появлением.

На публику лидер КНДР вышел только вечером в плотном окружении охраны он прогулялся по центральному мосту рядом со знаменитой статуей мифического Мерлайона — символа Сингапура.

Наутро въезд на остров Сентоса полностью перекрыли. На пути следования кортежей журналистам стоять было запрещено. Нам удалось оказаться в нескольких метрах от лимузина Дональда Трампа.

Американская делегация на саммит прибыла первой. Северокорейского лидера Трамп в итоге ждал более 20 минут. И вот начало исторической встречи. Все расписано как по нотам.

Они одновременно начинают сближение с противоположных сторон открытой веранды отеля Капелла и сходятся точно посередине на фоне идентичных по расцветке флагов КНДР и США. Рукопожатие — как поединок. Оно длится ровно 13 секунд. Заметно, как Трамп пытается притянуть руку Ким Чен Ына к себе, как будто хочет сходу захватить инициативу, но лидер Северной Кореи не поддался.

Первая встреча — один на один, из посторонних — только переводчики. И первый совместный выход к камерам.

"Я прекрасно себя чувствую. У нас будет замечательная дискуссия. Для меня это честь. Нас ждет огромный успех, и я не сомневаюсь, что у нас будут потрясающие отношения", — говорит Трамп.

"Было не просто сюда приехать. Наше прошлое сковывало нам ноги и мешало слышать и видеть. Но мы смогли его преодолеть, и вот мы здесь", — говорит Ким Чен Ын.

Еще до того, как к лидерам присоединились официальные лица обеих стран, Трамп заявил, что у него с Кимом установилась "особая связь" и "фантастические отношения". Переговоры в расширенном составе, затем — рабочий ланч.

Под салат из манго в медово-лаймовом соусе, кальмары, острую свинину и ванильное мороженое на десерт Дональд Трамп убеждал Ким Чен Ына дружить с Америкой. В случае отказа от ядерного оружия предлагал открыть в КНДР ресторан Макдональдс, и показал на своем планшете этот видео-ролик в стиле рекламного трейлера к голливудскому фильму о том, какое заманчивое будущее ждет Северную Корею, если она нормализует отношения с США на их условиях.

Затем вновь лидеры наедине. Прогуливаются по саду. Причем на этот раз общаются без переводчиков.

Внезапно Трамп подводит Ким Чен Ына к своему лимузину и предлагает заглянуть внутрь, и как будто даже сесть, но тот с вежливой улыбкой отказывается.

Кульминация саммита — подписание документа. Рядом с Трампом — Майк Помпео, он лично отвечал за подготовку саммита и дважды ездил в Пхеньян. Ким Чен Ыну, как и на межкорейском саммите, ассистирует его сестра Ким Ё Чжон. Она проследила, чтобы экземпляр КНДР брат подписал своим пером, а не маркером, который подложили американцы.

Наша съемочная группа первой смогла побывать в отеле после того, как оттуда уехали Трамп с Ким Чен Ыном и пройтись по историческим местам вместе с рядовыми сотрудниками гостиницы, которые спешили насладиться моментом до того, как сюда начнут приезжать обычные постояльцы.

Остров Сентоса и отель Капелла в любом случае войдут в историю. Хотя путь к нормализации отношений КНДР и США так же извилист и непредсказуем, как эта дорожка в тропическом садике, после прогулки, по которой Ким Чен Ын и Трамп впервые в истории подписали совместный документ.

- Очень важный документ, довольно исчерпывающий, — говорит Трамп.

- Что вас больше всего поразило в Ким Чен Ыне?

- Выдающаяся личность и очень умный. Хорошая комбинация. Он достойный переговорщик, который ведет переговоры от лица своего народа.

Итоги саммита уместились на двух листах, а основная мысль — в двух предложениях: "Президент Трамп обязался обеспечить гарантии безопасности КНДР, а председатель Ким Чен Ын подтвердил свое твердую и непоколебимую приверженность денуклеаризации Корейского полуострова".

Что это за гарантии, Трамп так и не рассказал, если не считать приостановку учений. С формулировкой в пункте о денуклеаризации Корейского полуострова тоже все неоднозначно.

"Очевидно, это результат немалых усилий северокорейских переговорщиков. Потому что это северокорейская позиция. А северокорейская позиция состоит в том, что когда весь Корейский полуостров, включая все американские войска, включая всю прилегающую акваторию, денуклеаризируется, тогда может быть и Северная Корея, может быть, тоже откажется от ядерного оружия", — говорит руководитель Центра российской стратегии в Азии института экономики РАН, профессор кафедры востоковедения МГИМО Георгий Толорая.

После подписания документа Трамп все же по-отечески похлопал Ким Чен Ына по спине, но тот в долгу не остался, чем очень возмутил комментаторов многих американских телеканалов. А после этих кадров (их распространило телевидение КНДР), на которых северокорейский генерал вместо того, чтобы подать протянутую руку Трампа, отдает ему честь, вынуждая президента подносить руку к непокрытой голове, и лишь после этого протягивает свою в ответ, в эфире CNN обвинили КНДР в грубом нарушении протокола, а самого Трампа — в откровенном подыгрывании северокорейской пропаганде.

Кадры с неловко салютующим Трампом в КНДР показали в этом 42-минутном ролике. В Пхеньяне Ким Чен Ына встречали, как победителя.

"Если взглянуть на ситуацию в мире из Пхеньяна, если понять, точку зрения северокорейских руководителей, то совершенно понятно, что ядерное разоружение — это крайне опасное решение. Они хорошо помнят, что случилось в Ливии, они хорошо помнят и о многих других странах, поэтому ядерное оружие сдавать они не будут. Но вот сократить свою программу или, по крайней мере, заморозить они, судя по всему могут", — говорит профессор университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков.

Исторический саммит в Сингапуре — первый серьезный шаг к прекращению конфронтации между КНДР и США, которая тянется уже почти 70 лет. Вопрос, как будет дальше развиваться ситуация на Корейском полуострове, по-прежнему остается открытым. Хотя итоги их встречи дают надежду на то, что общение Трампа с Ким Чен Ыном будет продолжено. Президент США уже заявил, что в следующий раз будет рад видеть лидера КНДР у себя в Белом доме.