В мире быстро растет рынок теневых перевозок нефти. Количество танкеров с российской нефтью и с отключенными транспондерами автоматической системы идентификации выросло в три раза с начала марта 2022 года, сообщила британская газета The Daily Telegraph со ссылкой на данные аналитической компании рынка морских перевозок Windward.
Международные нефтетрейдеры и владельцы танкеров при доставке российской нефти все чаще используют многолетний опыт перевозок санкционной нефти Ирана и Венесуэлы. Около шести танкеров с российской нефтью каждый день оключают системы контроля движения.
Первой на это обратила внимание американская газета The Wall Street Journal в начале апреля.
Многие годы танкеры, перевозившие санкционную иранскую нефть, отключали свои радиосигналы, надеясь избежать обнаружения и ареста силовыми службами США. Теперь танкеры с российской нефтью используют ту же тактику.
Кроме этого, используется и другая тактика – нефть перегружается между танкерами в море и смешивается с другим сортом нефти. Далее танкеры легально везут нефть, нефтепродукты даже в ЕС и США, которые ввели запрет на российское топливо.
Впервые теневой рынок нефти и танкерных перевозок начал расти около десяти лет назад. Танкеры, перевозящие иранскую нефть, начали отключать свои радиосигналы после того, как Запад в 2012 году ввел ограничения, чтобы расправиться с Тегераном из-за его ядерной программы, а затем, когда США вновь ввели эти ограничения в 2018 году.