Тема:

Финансовый кризис в мире 6 месяцев назад

Новая пандемия: по Европе стремительно распространяется вирус банкротства

Вторая после пенсионной тема французских и вообще европейских СМИ — тоже не Украина. По мнению France 24, ключевая задача Брюсселя сейчас – спасение банков Старого Света. И это, похоже, на аттракцион. Глава Европейского центробанка Кристин Лагард возражает: ничего общего с кризисом 2008 года нет, тогда из-за американцев была кома, сейчас из-за них же – легкая лихорадка. Какой все же диагноз?

Рекордное падение акций Credit Suisse третий день под микроскопом изучают все эксперты как медицинский случай. Крах американского Silicon Valley Bank неделю назад все-таки был заразным? Или это психосоматика? Пациента нужно спасать или позволить ему самолечение, чтобы успокоить инвесторов? Утром 16 марта банк объявил о намерении взять кредит. Биржам, которые со вторника,14 марта, в шоке – в глубоком красном, новости понравились.

"Credit Suisse предпринимает решительные действия для упреждающего укрепления своей ликвидности, намереваясь воспользоваться опционом на получение кредита в Швейцарском национальном банке (SNB) на сумму до 50 миллиардов швейцарских франков".

Проблемы с финансовым здоровьем у Credit Suisse давние: в отчете за 2022 год – огромные убытки. За последние три месяца прошлого года клиенты вывели из банка 120 миллиардов долларов – доверие пострадало из-за необдуманных инвестиций в рухнувшие, к примеру, британскую компанию Greensill Capital и американский фонд Archegos. Из череды финансовых и внутренних скандалов банк не смогли вытащить даже модные тенденции — небинарный руководитель Филип Банс, он же Пиппа в зависимости от настроения. В офис эта Пиппа пришла такой гендерно-непостоянной после запуска банком новой программы – укрепления ЛГБТ.

– Многие европейские банки, не только Credit Suisse, столкнулись с трудностями. От Deutsche Bank до BNP Paribas, HSBC. Когда мы слышим о поддержке Credit Suisse? Мы говорим о спасении со стороны Швейцарского национального банка? — спрашивают его/ее в эфире Fox News.

– На данном этапе мы не знаем, — следует ответ Филипа Банса. — И в этом неопределенность, потому что если это так, то я уверен: не только Credit Suisse будет просить о поддержке, мы услышим подобное от многих других банков. Вы абсолютно правы, все крупнейшие европейские банки очень сильно переплетены между собой.

Остановить цепную реакцию попытается Европейский центробанк, от которого давно ждали каких-то действий в связи с неуправляемой инфляцией. После внеочередного заседания ЕЦБ объявил о повышение трех ключевых ставок – по кредитам на 3,5 процента. Будет ли этого достаточно, будут следить в динамике.

Согласно прогнозам, инфляция слишком долго будет оставаться на очень высоком уровне. Растущий уровень неопределенности усиливает важность нашего строго согласованного с поступающими данными подхода по ключевым ставкам, — заявила глава ЕЦБ Кристин Лагард.

Не дождавшись Лагард, азиатские биржи сегодня закрылись в минусе. Котировки крупнейших французских банков – в уверенном полете вниз: Societe Generale Group — минус 12,8%, BNP Paribas — минус 10%. Та же картина в Лондоне, где в таком же пике акции Barclays.

"Разумеется, мы следим за ситуацией. Правительство и Банк Англии очень внимательно отслеживают происходящее. Думаю, новости, которые мы получили сегодня утром от швейцарским властей, были довольно ободряющими, но больше я не могу ничего добавить".

Пока акции европейских банков прыгают вверх-вниз, биржа Nasdaq и Нью-йоркская фондовая биржа чистят свои списки, исключая из них российские компании. О делистинге уведомили Yandex ("Яндекс"), Ozon ("Озон"), Qiwi ("Киви"), ЦИАН. На их операционную деятельность это не повлияет. Но причины понять хочется: правила и требования бирж компании не нарушали, "Яндекс" подаст апелляцию в ближайшее время.

Черный день для Credit Suisse еще не наступил? Или уже не наступит? Скорость распространения вируса банкротства в банковском деле настолько высока, что, возможно, принимать превентивные меры уже поздно. Ежеутренние сводки с бирж могут стать главной новостью очень надолго.