Три зарубежных IT-компании приступили к выполнению закона о "приземлении"

Требования закона о "приземлении" хотя бы частично начали выполнять три из 13 зарубежных IT-компнаний. Это Apple, мессенджер Viber и сервис Likee.

3 из 13 зарубежных IT-компаний начали выполнять требования закона о приземлении. Об этом на своем сайте отчитался Роскомнадзор.

По информации ведомства, хотя бы частично выполнили требования производитель техники Apple, мессенджер Viber и сервис с музыкальными видео Likee.

Сам закон вступил в силу с начала этого года. Его цель – обязать крупные зарубежные IT-компании, у которых в России аудитория больше 500 тысяч человек, выполнить три условия.

Создать в нашей стране полноценные филиалы, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить форму для обратной связи на сайте. Проще говоря, ведомство хочет, чтобы российские госрорганы, компании и граждане могли пожаловаться на противоправный контент или другое нарушение, а в случае конфликтов решать всё в суде.

Дело в том, что сейчас многие зарубежные сервисы могут игнорировать претензии и пользователей, и государства, поскольку в России у них нет представительств, и фактически они предлагают судиться с ними в странах регистрации. То есть как правило, в США, Европе или в Китае.

Под требования закона попали 13 компаний. Все они разрабатывают популярные в России сервисы. Не выполнили пока никаких требований Google, Meta (запрещена в РФ) (материнская компания Facebook (запрещена в РФ), Instagram (запрещена в РФ) и WhatsApp), Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Discord, Pinterest, Spotify и Twitch.

Apple и Likee выполнили два требования: добавили на сайты форму для обращений, а также зарегистрировали кабинет на портале Роскомнадзора. Viber завел только личный кабинет.

Ни одна компания из перечисленных не открыла полноценное представительство, хотя в Likee заявили, что сделают это в ближайшее время.

Формально Роскомнадзор уже может наказывать все компании из списка за невыполнение условий. И возможные меры понуждения (а именно так они названы в законе) довольно суровые.

Начиная от плашки в поисковике «Сервис нарушает законы России», до запрета на рекламу как для этой корпорации, так и для других компаний на сервисах нарушителя.

Более того, можно даже ограничить перевод платежей в адрес этих сервисов или вообще их заблокировать. Частично или полностью. Правда, пока никакие меры из перечисленных ни к кому не применяют.

Авторы законопроекта приводили в пример опыт Турции и Китая: в обеих странах зарубежные компании также вынуждены открывать представительства и удалять информацию, которую власти признают нарушающей закон.