Пять лет "айпаду": каким был и стал планшет Apple

Сегодня iPad отмечает свой первый юбилей. Ровно пять лет назад, 27 января 2010 года, на сцене Центра искусств Йерба-Буэна в Сан-Франциско Стив Джобс представил продукт, ставший в итоге революционным. Вести.Хайтек вспомнили о прошлом планшетника Apple и предположили, какое его ждет будущее.

Сегодня iPad отмечает свой первый юбилей. Ровно пять лет назад, 27 января 2010 года, на сцене Центра искусств Йерба-Буэна в Сан-Франциско Стив Джобс представил продукт, ставший в итоге революционным. Вести.Хайтек вспомнили о прошлом планшетника Apple и предположили, какое его ждет будущее.

На конференции All Things D в 2003 году, отвечая на вопросы ведущих, Джобс сказал, что у его компании нет "планов во выпуску планшета. Оказывается, люди хотят клавиатуры". Тем не менее, как стало известно из книги-биографии Уолтера Айзексона, основатель Apple вынашивал подобный проект еще до появления самого первого iPhone. Его время пришло в 2010-м, когда Джобс торжественно представил первое 9,7-дюймовое устройство компании.

На презентации Джобс описывал новинку как "самую передовую технологию в волшебном и революционном устройстве по невероятной цене". "iPad создает и определяет совершенно новую категорию устройств, которые соединяют пользователей с их приложениями и контентом в гораздо более близкой, интуитивно понятной и увлекательной манере, чем когда-либо прежде", — говорил основатель Apple в 2010 году.

Эксперты восприняли "гигантский iPod touch" не столь воодушевленно. "iPad находится меж двух стульев — не вполне ноутбук, но и не смартфон, — писал Чарли Брукер из The Guardian, — Иначе говоря, это помесь ложки и вилки из мира потребительской электроники". Аналитик Piper Jaffray Джин Мюнстер высказал мнение, что iPad, может, и привлечет "некоторых покупателей iPod touch, но потребители, которым нужен доступный портативный компьютер, скорее всего, останутся верны MacBook".

Презентация вызвала неудомение и у поклонников "фруктовых" устройств. На форумах обсуждали, что большой экран iPad — для пожилых людей, у него нет вспышки и даже камеры, ему не хватает мультизадачности и поддержки плагина Adobe Flash. Помимо прочего, многие были убеждены, что новый продукт Apple просто обречен на провал, так как его название вызывает ассоциации с предметом женской гигиены (слово Pad в английском языке также имеет значение "прокладка").

iPad 1-го поколения

Предсказания скептиков не сбылись. Спустя три месяца после презентации Apple продала 300 тысяч "айпадов" в первый день релиза. К концу 2010 года их было реализовано более 18 миллионов штук. Квартал за кварталом продажи iPad удваивались, и к 2012 году по миру разошлось свыше 58 миллионов планшетников.

Миллионы пользователей полюбили iPad, в котором сочетались простота, универсальность и портативность. Планшетник позволял им где угодно наслаждаться фильмами на 9,7-дюймовом дисплее и читать книги, отвлекаясь на интернет-серфинг и игры. Некоторым аналитикам пришлось изменить мнение об устройстве. iPad "идеально подходит для праздного просмотра сайтов во время просмотра телевизора, — писал Брукер, — Миллионы людей смотрят ТВ, проверяя почту: это для них идеально".

Секрет успеха iPad заключался в том, что он заставил пользователей пересмотреть взгляды на персональный компьютер. "Таблетка" оказалась такой же мощной, как ноутбук, при этом намного персональнее и портативнее. Сегодня производители, переняв опыт Apple, предлагают продукты на любой вкус — от планшетофонов и сенсорных лэптопов до трансформеров и гибридов типа "2-в-1".

iPad Air 2 и iPad mini 3

Год спустя Apple анонсировала вторую модель iPad со схожими характеристиками, добавив ей камеру и "умную" обложку на магнитах. С каждым последующим поколением разрешение дисплея "айпада" увеличивалось, а корпус становился все тоньше. В 2012-м, в ответ на компактные планшетники, заполнившие рынок, Apple начала выпускать 7,9-дюймовую модель iPad mini. Последними на сегодняшний день являются 6-е поколение устройства — iPad Air 2 и iPad mini 3-го поколения, которые вышли в октябре 2014 года. Недавно глава Apple Тим Кук заявил, что компания продала 225 миллионов "айпадов" за все время.

Всеобщий интерес к iPad начал угасать в III-м квартале 2013 года, когда продажи "таблетки" составили 14,6 миллиона штук против 17 млн годом ранее. Спад пытались объяснить отсутствием флагманской модели, однако тенденция продолжилась. В прошлом октябре Apple отчиталась о том, что продажи "айпадов" сократились еще на 13% по сравнению с тем же периодом 2013 года.

Причин тому множество — перенасыщение рынка, отсутствие инноваций в "железе", удерживающее владельцев iPad от покупки новой модели, а также активное наступление дешевых Android-планшетников, которые в марте прошлого года завоевали 61,9% рынка (данные Gartner). На снижение спроса также повлияли смартфоны iPhone 6 и 6 Plus с большими дисплеями, которые отвлекли внимание от "айпадов".

Возможно, в ближайшее годы Apple будет уделять наиболее пристальное внимание своему самому инновационному продукту после появления iPad — "умным" часам Apple Watch. Несмотря на спад, компания по-прежнему продает десятки миллионов планшетов ежеквартально, поэтому вряд ли она будет забывать совершенствовать эти устройства. Напротив, к линейке 9,7- и 7,9-дюймовых "айпадов" вскоре может присоединиться еще одна модель с экраном 12,9". Ходят слухи, что iPad Pro" или "iPad Air Plus" оснастят стилусом, против которого так решительно выступал Джобс, а толщина его корпуса не превысит 7 миллиметров.

Источники: Culf of Mac, Wired, Daily Mail, Gizmag