Специалисты NASA обнаружили необъяснимый третий радиационный пояс Земли

Два гигантских радиационных пояса Земли были открыты в 1958 году. В 2012 был найден непостоянный третий. Жёлтым цветом здесь показаны проникшие в магнитосферу высокоэнергичные заряженные частицы, зелёным - пространство между ними

(иллюстрация NASA/Van Allen Probes/Goddard Space Flight Center).

По данным Аэрокосмического агентства США, во вторник на Солнце произошла мощная вспышка, сопровождавшаяся выбросом коронарной массы

(иллюстрация NASA/JHU/APL).

(иллюстрация NASA/SDO/AIA/Goddard Space Flight Center).

Американские учёные обнаружили с помощью научных спутников ещё один радиационный пояс Земли, который вызвал смятение в среде астрономов и специалистов NASA. Объявив в четверг об этом неожиданном открытии, космическое ведомство США назвало его "загадочным" и "феноменальным".

"Мы не знаем, почему мы раньше не видели этот радиационный пояс, — признался ведущий сотрудник Центра космических полётов имени Годдарда (Goddard Space Flight Center) Шри Канекал (Shri Kanekal). — Мы не знаем, идёт ли речь о каком-то редком явлении. Природа по-прежнему способна удивлять нас".

Два гигантских радиационных пояса Земли были открыты в 1958 году. В 2012 был найден непостоянный третий. Жёлтым цветом здесь показаны проникшие в магнитосферу высокоэнергичные заряженные частицы, зелёным — пространство между ними (иллюстрация NASA/Van Allen Probes/Goddard Space Flight Center).

Канекал сообщил, что третий радиационный пояс был обнаружен космическими аппаратами между двумя другими — уже известными — зонами повышенной радиации, находящимися на высоте в несколько тысяч километров над Землей. "Мы сначала подумали, что это выглядит весьма странно и, наверное, с нашими приборами что-то случилось, — рассказал специалист. — Но время шло, а радиационный пояс оставался на месте. Мы проверили приборы и убедились, что с ними всё в порядке".

Однако, как сообщает ИТАР-ТАСС, впереди учёных поджидал ещё больший сюрприз. Примерно через месяц после начала наблюдений третий радиационный пояс исчез после мощной вспышки на Солнце, продемонстрировав свой непостоянный характер. Подробнее об открытии рассказывает статья в журнале Science.

Вспышка, произошедшая на Солнце 31 августа 2012 года, лишила Землю третьего радиационного пояса (иллюстрация NASA/JHU/APL).

Сотрудники NASA считают, что это открытие меняет нынешние научные представления о радиационных поясах Земли, обнаруженных ещё в 1958 году в результате полётов первых советских и американских спутников. Пояса представляют собой области магнитосферы, в которых накапливаются высокоэнергетичные заряженные частицы, в основном, протоны и электроны. Их изучение в частности необходимо для подготовки полётов в дальний космос, где существует опасность повышенного воздействия радиации на организм человека.

NASA запустило два спутника-близнеца для изучения радиационных поясов 30 августа прошлого года с помощью ракеты-носителя "Атлас-5", стартовавшей с базы ВВС США неподалёку от космодрома на мысе Канаверал. Проект разработан в Центре космических полётов имени Годдарда при содействии ряда других научных лабораторий и рассчитан на два года.

Художественное изображение спутника NASA, который помог обнаружить третий радиационный пояс (иллюстрация NASA/SDO/AIA/Goddard Space Flight Center).

В настоящее время два идентичных космических аппарата находятся на высоких эллиптических орбитах и с помощью многочисленных приборов передают на Землю информацию о процессах, происходящих в её внутреннем и внешнем радиационных поясах. Спутники следуют друг за другом, что позволяет учёным сравнивать данные, поступающие из одной и той же точки пространства с некоторым временным интервалом.

Специалисты NASA рассчитывают получить новые сведения о зарождении потоков элементарных частиц, влиянии солнечной активности на уровень радиации в околоземном пространстве, а также опасности этих явлений для жизнедеятельности человека, в том числе для работы различных радиоэлектронных систем. "Этот проект позволит использовать магнитосферу Земли в качестве естественной лаборатории, чтобы лучше понять, каким образом во Вселенной возникает и распространяется радиация", — заявил сотрудник Лаборатории прикладной физики университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) Бэрри Мок (Barry Mauk). По его словам, в этой области осталось ещё немало загадок.