Сверхплотная планета-монстр поставила астрономов в тупик

Странная планета привела учёных в недоумение.

Иллюстрация NOIRLab/NSF/AURA/J. Pollard

Необычная планета находится в звёздном скоплении Гиады.

Фото NOIRLab/NSF/AURA/Digitized Sky Survey 2.

Странная планета привела учёных в недоумение.
Необычная планета находится в звёздном скоплении Гиады.
Подробнее изучив давно известное небесное тело, учёные обнаружили, что им придётся пересмотреть теории образования планет. Дело в том, что мир K2-25b оказался невероятно плотным. Эксперты пока не могут объяснить, как мог образоваться подобный объект.

Открытие описано в научной статье, принятой к публикации в издании Astronomical Journal. Пока же можно ознакомиться с её препринтом.

Планета K2-25b, находящаяся в 150 световых годах от Земли, была открыта в 2016 году. Тогда же был впервые измерен её диаметр. Оказалось, что объект больше Земли, но меньше Нептуна, как и большинство известных экзопланет. Небесное тело выделяется разве что своей молодостью: ему 600–800 миллионов лет, что по меркам планет не так уж много (впрочем, астрономам известны и куда более юные миры).

Авторы нового исследования заново и более точно измерили радиус этого "подростка" с помощью метода транзитов. Оказалось, что его диаметр составляет от 3,32 до 3,56 земного.

Также астрономы воспользовались методом лучевых скоростей, чтобы определить массу экзопланеты (от 19,3 до 30,2 земной). Благодаря этому K2-25b стала одной из самых молодых планет, для которых известен и размер, и масса.

Необычная планета находится в звёздном скоплении Гиады.

Сопоставив эти две величины, учёные удивились. Экзопланета оказалась невероятно плотной. Судя по плотности, 95% её массы приходится на скалистое ядро, и только 5% – на атмосферу (если та состоит из самых распространённых во Вселенной веществ: водорода и гелия).

По сути K2-25b представляет собой скалистый мир массой 18–27 земных, окружённый тонкой газовой оболочкой. И этот факт в корне противоречит существующим теориям образования планет.

Считается, что твёрдое ядро экзопланеты может иметь массу максимум в 5–10 земных, а всё остальное вещество должно приходиться на жидкие и газообразные слои.

В связи с новым открытием возникает два вопроса. Во-первых, откуда у планеты такое внушительное твёрдое ядро? Во-вторых, почему мощная гравитация столь массивного тела собрала из окружающего пространства так мало газа? Ведь во Вселенной не редкость газовые гиганты масштаба Юпитера (более 300 масс Земли). Почему же K2-25b "не смогла"?

Исследователи пока не знают ответов. Но, похоже, наши представления о формировании миров нужно серьёзно уточнить и дополнить. Если, конечно, авторы не допустили ошибки в измерении массы и/или диаметра небесного тела. В науке иногда случаются подобные оплошности, и тогда за открытием следует "закрытие".

К слову, Вести.Ru уже рассказывали о планетах, которых, согласно существующим теориям, попросту не должно быть. Также мы писали о мирах, которые могут состоять из странной материи.