"Спектр-РГ" обнаружил гигантский мост между скоплениями галактик

Астрономы обнаружили удивительную структуру.

Иллюстрация Reiprich et al., Astronomy & Astrophysics (2020).

Результаты моделирования образования Abell 3391/95 (слева) и наблюдения Abell 3391/95 на eROSITA (справа). AGN - активные ядра галактик.

Иллюстрация Reiprich et al., Astronomy & Astrophysics (2020).

Астрономы обнаружили удивительную структуру.
Благодаря российско-германской обсерватории "Спектр-РГ" астрономы обнаружили структуру, рядом с которой галактики выглядят крошечными.

Благодаря российско-германской обсерватории "Спектр-РГ" астрономы обнаружили колоссальный мост между скоплениями галактик. Его размеры впечатляют даже по космическим меркам. Новое открытие блестяще подтверждает представления учёных о ранней юности Вселенной.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Галактики и скопления галактик связаны между собой огромными нитями разреженного газа. Эти волокна остались с тех времён, когда Вселенная в её нынешнем виде только формировалась. По расчётам специалистов, на этот газ приходится не менее половины всей обычной (не тёмной) материи во Вселенной.

Однако изучать подобные структуры очень трудно, ведь они невероятно разрежены. На кубический метр пространства в них приходится лишь несколько атомных ядер. Такая среда гораздо больше заслуживает звания абсолютной пустоты, чем самый глубокий вакуум, созданный человеком.

Но всё-таки этот газ не невидим. Он испускает рентгеновские лучи. Рентгеновские телескопы "Спектра-РГ" с их высокой чувствительностью, хорошим разрешением и огромным полем зрения – незаменимый инструмент для изучения этих межгалактических прядей.

Авторы нового исследования использовали данные германского телескопа eROSITA на борту "Спектра-РГ". Они изучали объект Abell 3391/95. Это система из трёх скоплений галактик, находящихся в 700 миллионах световых лет от Земли.

Результаты моделирования образования Abell 3391/95 (слева) и наблюдения Abell 3391/95 на eROSITA (справа). AGN – активные ядра галактик.

Между двумя основными скоплениями системы астрономы обнаружили огромную нить излучающего газа. Её длина – 50 миллионов световых лет. Как утверждается в пресс-релизе, это самая протяжённая из подобных структур, когда-либо открытых наблюдателями. Для сравнения: диаметр нашей галактики составляет всего сто тысяч световых лет.

Авторы обратились к данным, полученным на оптических и радиотелескопах. Объединив эту информацию с данными eROSITA, они смоделировали образование группы скоплений Abell 3391/95. При этом учёные исходили из общепринятых теорий эволюции Вселенной.

Результат удивительно хорошо совпал с наблюдениями. То есть новое открытие, несмотря на всю свою экстраординарность, не опровергает наши представления о мире, а подтверждает их.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, как астрономы открыли огромную стену из галактик. Писали мы и о древнейших галактиках, запутавшихся в паутине чёрной дыры.