Организмы-экстремофилы 2 года назад

Неизвестные науке существа найдены подо льдами Антарктики

Чтобы увидеть обитателей глубин, исследователи спустили камеру в проделанную ими девятисотметровую скважину. Существо на фото не относится к этому открытию.

Фото Huw Griffiths/ British Antarctic Survey.

Пробурив скважину на глубину почти километр вглубь ледника в Антарктиде, учёные обнаружили форму жизни, которую совсем не ожидали встретить в таких условиях.

На глубине 900 метров подо льдом при температуре -2,2 ⁰C в полнейшей темноте в 260 километрах от открытого океана редко можно обнаружить какую-либо жизнь. Поэтому исследователи из Британской антарктической службы были поражены находкой, сделанной во время предварительного исследования морского дна под шельфовым ледником Фильхнера в Антарктиде.

Команда геологов, бурившая антарктические льды, чтобы взять образцы донных отложений, наткнулась на валун, что само по себе показалось им необычным. Существа наподобие губок, облепившие этот валун, поразили учёных вдвойне. Это первая колония прикреплённых морских животных, найденная в подобных условиях, и, возможно, этот вид ещё не известен учёным.

Находка описана в статье, опубликованной в издании Frontiers in Marine Science.

"Наше открытие ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Например, как они туда попали? Чем они питаются? Давно ли они там? Сколько ещё таких валунов, покрытых жизнью? Это тот же вид, который живёт за пределами шельфового ледника или совершенно новый? Что случится с этими колониями, если ледник обрушится?" – рассуждает в пресс-релизе ведущий автор исследования, биогеограф, доктор Хью Гриффитс (Huw Griffiths) из Британской антарктической службы.

Антарктический ледяной щит – крупнейшее скопление льда на Земле. При этом более чем половину площади побережья Антарктиды составляют шельфовые ледники – огромные пласты льда, медленно сползающие в воду под своей тяжестью и лишь частично опирающиеся на морское дно. Общая площадь этих гигантских ледяных плит, сковавших прибрежные моря Антарктиды, составляет более 1,5 миллионов квадратных километров.

По вполне понятным причинам шельфовые ледники и пространство под ними практически не изучены. В ходе предыдущих исследований этих мест учёные находили в основном мелких передвигающихся падальщиков и хищников: червей, рыб, медуз, а также криль. Но не колонии прикреплённых существ. Мало того, согласно современным теориям, организмы, питающиеся за счёт фильтрации взвешенных в воде веществ, не могут жить на подобной глубине подо льдом.

Именно поэтому геологи, снявшие на видео найденный ими на дне валун, были так поражены увиденным.

Это первая известная науке колония прикреплённых морских существ, найденная под шельфовым ледником. Эта находка идёт вразрез со всеми представлениями о том, кто может населять эти места.

Чтобы понять, как и чем питаются эти организмы, находящиеся так глубоко подо льдом, учёным нужно рассмотреть их поближе, а для начала – найти способ поднять их на поверхность (и не уничтожить). Это серьёзная техническая задача, ведь исследователей отделяет от таинственных обитателей Антарктики почти километр льда, а до ближайшего корабля с необходимым оборудованием – целых 260 километров.

Учёных также волнует, как глобальное потепление может повлиять на дальнейшее изучение жизни под шельфовыми льдами. К тому времени, как будет найден способ "доставки" загадочных жителей глубин на поверхность, их ареал может значительно сократиться из-за таяния и обрушения льдов.

Напомним, ранее Вести.Ru писали о пугающей находке во льдах Арктики и об угрозах экологии Антарктики: пластиковом загрязнении и изменении климата.