В менструальной крови обнаружено "лечебное" вещество

Эндометрий, выстилающий внутренние стенки матки, обладает способностью к полной регенерации.

Фото Pixabay.

Учёные МГУ исследовали уникальную способность эндометрия к полной регенерации и... нашли в составе менструальной крови соединение с удивительными свойствами.

Рубцы могут появляться не только на коже, но и внутри человеческого организма. Рубцевание тканей, по-научному фиброз, возникает из-за травм (например, при сильном порезе) или воспалительных процессов (чаще встречается во внутренних органах). Это частое состояние, которое само по себе может привести к болезни и нарушению работы органов. Дело в том, что при рубцевании ткань теряет свою первоначальную структуру, а значит, не может оставаться столь же эластичной и выполнять свои функции.

Так фиброз эндометрия, из которого состоит внутренняя оболочка матки, приводит к бесплодию.

Однако эндометрий обладает уникальной способностью к регенерации. Большая его часть отпадает во время менструации и удаляется вместе с менструальной кровью. На его месте образуется новая функциональная ткань – и так происходит до 400 раз за всю жизнь женщины.

Учёные из МГУ предположили, что за полное восстановление эндометрия может отвечать некий компонент, который можно обнаружить в менструальной крови.

Чтобы проверить свои догадки, учёные взяли небольшие образцы кожи у трёх здоровых людей и образцы менструальной крови у нескольких женщин. В итоге они действительно обнаружили особый компонент, который подавляет активность миофибробластов – клеток, которые и формируют рубцовую ткань.

В эндометрии вместо них эту функцию выполняют стромальные клетки. На них обнаруженное соединение воздействует точно так же, как на на миофибробласты. Благодаря этому вместо грубой соединительной ткани рану закрывает новый слой клеток эндометрия, что позволяет ему продолжать нормально функционировать.

"В перспективе на основе нашей работы могут быть созданы уникальные препараты, направленные на борьбу с фиброзом тканей человека после повреждения – травм, ожогов, инфекций, а также разработаны методы лечения фиброза эндометрия, приводящего к бесплодию", – отметил Павел Макаревич, соавтор исследования.

Научная статья российских учёных опубликована в издании Frontiers in Cell and Developmental Biology.

Ранее Вести.Ru писали о новом методе лечения эндометриоза и том, какие изменения в эндометрии приводят к выкидышам.