Археология и история 1 год назад

Редкая сцена из жизни народа майя обнаружена на древней фреске

Руины древнего города майя Калакмуль.

Фото Pixabay.

Фреска, изображающая передачу куска соли на рынке.

Фото Rogelio Valencia/Proyecto Arqueológico Calakmul.

Напечатанная на 3D-принтере копия горшка, в котором производилась соль.

Фото Louisiana State University.

Экспедиция 2004 года, во время которой под водой были обнаружены руины солеварни.

Фото Heather McKillop/LSU.

Руины древнего города майя Калакмуль.
Напечатанная на 3D-принтере копия горшка, в котором производилась соль.
В древнем городе Калакмуль на территории современной Мексики когда-то велась бойкая торговля. Сцена одной из торговых сделок, изображённая на фреске, позволила учёным узнать, что же считалось деньгами на рынках того времени.

Первое документальное свидетельство того, что древние майя вели торговлю солью, обнаружено на тысячелетней фреске в мексиканском городе Калакмуль.

Калакмуль находится на полуострове Юкатан и входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то это был один из крупных центров цивилизации майя. До наших же дней от него сохранились лишь заросшие лесом, но всё ещё величественные строения. Периодом его расцвета считают 200-700 года нашей эры.

На калакмульской фреске изображена сцена из повседневной жизни. Продавец протягивает покупателю что-то, похожее на большой кусок соли, завёрнутый в листья. Перед покупателем стоит корзина, вероятно, с рассыпной солью.

Фреска, изображающая передачу куска соли на рынке.

Это изображение стало первым подтверждением того, что майя торговали солью на своей территории.

Почему именно соль так волнует учёных? Соль – это незаменимый биологический компонент. К тому же её издревле используют в консервации продуктов. Древние майя также высоко ценили соль. Всё потому что её редко можно было найти в их регионе.

Авторы новой работы, опубликованной в издании Journal of Anthropological Archaeology, считают, что соляные "брикеты" легко можно было транспортировать в каноэ сначала вдоль морского берега, а затем по рекам, расположенным на юге современного Белиза.

Впервые команда учёных из Университета Луизианы в США обнаружила солеварни древних майя в 2004 году. Они сохранились благодаря тому, что были полностью погружены под солёную воду в мангровых лесах Белиза. С тех пор исследователи нанесли на карту более 70 объектов, которые представляют собой обширную сеть помещений и построек соляного завода Пайнс Крик (Paynes Creek).

Исследовательская группа обнаружила на территории соляного завода более 4000 затопленных деревянных столбов, весло, каноэ, инструмент из жадеита (минерал, считавшийся священным у древних народов Мексики), каменные приспособления для соления мяса и рыбы и сотни осколков глиняной посуды.

Так учёные узнали, что майя получали соль, вываривая соляной раствор в горшках.

По мнению учёных, соль в таком количестве производилась для массового употребления.

Напечатанная на 3D-принтере копия горшка, в котором производилась соль.

Воссоздав на 3D-принтере горшки, которые использовались на солеварне, учёные обнаружили, что все они были одного объёма. Выходит, размер горшков, в которых варилась соль на продажу, был строго стандартизирован.

"Такая соль, производимая в точно отмеренных количествах, могла использоваться в качестве денег при обмене на рынке", – говорит ведущий автор исследования Хизер МакКиллоп (Heather McKillop).

Добавим, что ранее Вести.Ru писали о том, что древние майя могли использовать в качестве денег какао-бобы. Также учёные выяснили, что майя могли быть не такими миролюбивыми, как считалось.