Мозг человека и животных 7 месяцев назад

Удивительное свойство мозга обнаружили у осьминогов

Осьминог в фазе "активного" сна.

Фото Sylvia L. S. Madeiros/Federal University of Rio Grande do Norte.

Фазы сна осьминога, снятые на видео.

Фото Medeiros et al./iScience, 2021/перевод Вести.Ru.

Осьминог в фазе "активного" сна.
Фазы сна осьминога, снятые на видео.
Биологи нашли у осьминогов уникальную особенность, которая делает их удивительно похожими на людей.

Кожа осьминогов меняет цвет, пока они спят. Это учёным известно довольно давно. При этом в обычной жизни кожа осьминога меняет цвет в ответ на внешние раздражители, и её цвет может быть индикатором настроения животного. Поэтому примерно так же давно исследователей волнует вопрос: видят ли осьминоги сны?

Новое исследование, опубликованное в издании iScience, подтверждает, что изменения цвета осьминога во сне связаны со сменой двух фаз сна: "активной" и "спокойной". Они могут быть аналогами быстрой и медленной фаз сна человека.

Люди видят сны во время быстрой, или REM-фазы, сна. Вполне возможно, что осьминогам тоже что-то снится, хотя пока учёные не торопятся с такими заявлениями. Всё-таки, осьминога не спросишь о том, снилось ли ему что-нибудь.

Напомним, что долгое время считалось, что быстрая и медленная фазы сна существуют только у млекопитающих и птиц. Позднее эту особенность обнаружили у ящериц, причём результаты исследования ЭЭГ и быстрых движений глаз подтвердили, что мозг спящих рептилий действительно находится в том же состоянии, что птичий или человеческий.

Ещё чуть позже учёные доказали, что даже сон рыб разделяется на два повторяющихся этапа. Эти открытия отодвигают эволюцию двухфазного сна, а может, и способности видеть сны, во времена, когда первые позвоночные животные ещё даже не вышли на сушу.

Теперь, с открытием двух фаз сна у осьминогов, учёные склоняются к мнению, что эволюция этой особенности мозга была нелинейной.

То есть, после того как общие предки людей и осьминогов пошли по разным эволюционным дорожкам около 500 миллионов лет назад, похожие функции мозга у двух ветвей развились независимо друг от друга. Но пока это лишь предположение.

Чтобы сделать данное открытие, учёные сняли на видео сон четырёх осьминогов вида Octopus insularis, найденных у берегов Бразилии. Исследователи проверяли, спят те или нет, показывая им видео с живыми крабами, либо постукивая по стенкам аквариума резиновыми молоточками.

Фазы сна осьминога, снятые на видео.

Во время "спокойного" сна цвет осьминогов становился светлее, их зрачки сильно сужались. Они практически не шевелились, только их присоски и кончики щупалец иногда плавно и медленно двигались.

В свою очередь, во время "активного" сна кожа осьминогов становилась жёстче и темнее, животные двигали глазами, а их тело постоянно подёргивалось. При этом моллюски никак не реагировали на действия учёных: они спали.

Кроме того, иногда учёные наблюдали странную третью фазу, во время которой осьминоги не двигались, но половина их тела была тёмной, а половина – светлой. Возможно, это состояние сродни тому, что бывает у птиц и морских млекопитающих, когда одно полушарие мозга спит, а другое бодрствует.

Что немаловажно, две фазы сна циклично сменяли друг друга. "Активный" сон длился примерно 40 секунд, всегда следуя за "спокойным", и весь такой цикл занимал от 30 до 40 минут.

Всё это очень напоминает циклы сна, которые учёные наблюдают у других животных и человека. Однако в случае осьминогов всё немного сложнее.

Чтобы проверить, что происходит в их мозге, нужно прикрепить к их голове электроды, а эти свободолюбивые и мощные головоногие снимают со своего тела всё, что им хоть немного мешает.

Поэтому теперь учёные планируют сравнить "танец" цветовых пятен на коже спящих осьминогов с тем, как их цвет меняется, пока они выполняют какие-нибудь задачу "наяву". Пока это представляется единственной возможностью понять, что же творится в голове у осьминога, пока он спит.

К слову, исследователи не раз убеждались в том, что осьминоги способны решать сложные задачи. Это может говорить о наличии у них своеобразного интеллекта, хотя их мозг сильно отличается от мозга позвоночных животных.

Ранее Вести.Ru писали о существе, которое способно прожить жизнь совсем без сна, а также о том, что для формирования сновидений вовсе не нужен мозг.