Мозг человека и животных 7 месяцев назад

Сладкие напитки ухудшают память и способности к обучению

Учёные находят всё больше доказательств того, что добавленный сахар наносит долгосрочный вред детскому здоровью.

Ведущий автор работы Эмили Нобл в своей лаборатории.

Фото Cal Powell/University of Georgia.

Ведущий автор работы Эмили Нобл в своей лаборатории.
Американские учёные исследовали влияние добавленного сахара на развитие мозга детей. Выяснилось, что пристрастие к сладким напиткам в детстве связано с ухудшением эпизодической памяти, в свою очередь, тесно связанной с процессами обучения.

Сладости и газировки с разноцветными этикетками и яркой весёлой рекламой – настоящая приманка для детей. В итоге именно дети и подростки становятся главными потребителями продуктов с добавленным сахаром.

Многое уже известно о вреде, который сахар наносит организму: это и риск развития ожирения, и нарушения работы иммунной системы, когнитивные нарушения и воспалительные процессы в мозге.

При этом не так много известно о том, как употребление сахара в детстве влияет на развитие мозга, в особенности такой его области, как гиппокамп. Эта область мозга отвечает за переход кратковременной памяти в долговременную и играет важную роль в пространственной ориентации и процессах обучения.

Исследователи из Университетов Джорджии и Южной Калифорнии в США провели серию экспериментов, в которых показали, что грызуны, которые пили в раннем возрасте подслащенную воду, хуже выполняли задания на память.

Учёные также выяснили, что у лабораторных крыс менялся состав кишечных бактерий из-за обилия сладких напитков, что могло также повлиять на работу их мозга.

Крысам-"подросткам" давали в добавление к стандартному питанию 11%-ный раствор сахара: аналог сладких газированных напитков, которые так любят человеческие подростки (да и многие взрослые).

Учёные затем исследовали работу мозга лабораторных крыс. Те выполняли задания, специально спроектированные, чтобы измерять эпизодическую контекстуальную память, за которую отвечает гиппокамп.

Так исследователи обнаружили, что крысы, которые пили в юности сладкую воду, хуже справлялись с заданиями, чем остальные. При этом, когда учёные давали им задания на другие типы памяти, не связанные с функциями гиппокампа, все крысы справлялись с ними одинаково.

То есть добавление в диету сладких напитков в подростковом возрасте неким образом ухудшает работу конкретных зон мозга, в данном случае гиппокампа.

Ведущий автор работы Эмили Нобл в своей лаборатории.

Исследователи также обратили внимание на то, что чрезмерное употребление сахара привело к росту бактерий рода Parabacteroides в кишечнике крыс. Искусственно увеличив число этих бактерий в кишечнике крыс, никогда не употреблявших сахар, учёные обнаружили, что "модифицированные" животные тоже начали хуже выполнять задачи на контекстуальную память.

Выходит, что сахар влияет на состав микробиома кишечника, а тот, в свою очередь, изменяет работу мозга.

"Теперь вопрос заключается в том, как популяция кишечных бактерий влияет на развитие мозга? Когда мы определим, как именно бактерии, живущие в нашем кишечнике, меняют развитие мозговых структур, мы сможем понять, какая именно внутренняя среда необходима для нормального функционирования мозга", – отметила ведущий автор исследования Эмили Нобл (Emily Noble) из Университета Джорджии.

Нетрудно догадаться, что у этого исследования могут быть далеко идущие последствия. Уже сегодня при помощи фекальной трансплантации медики пытаются бороться с ожирением. Вполне возможно, что в будущем не успевающим в школе подросткам будут выписывать препараты с бактериями из кишечника их более успешных товарищей.

А пока подобной опции нет, объясните своему ребёнку, почему вы проходите мимо полок со сладкими напитками с яркими этикетками.

Исследование было опубликовано в издании Translational Psychiatry.

Больше новостей из мира науки и технологий вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".