Северный полюс Земли смещается из-за деятельности человека

Любые координаты северного магнитного полюса Земли являются временными.

Фото Pixabay.

Учёные выяснили, что выкачивание грунтовых вод и таяние ледников вносят настолько значимые изменения в распределение веса планеты Земля, что это может быть объяснением дрейфа северного магнитного полюса на восток.

Учёные из Академии наук Китая выяснили, что человеческая деятельность незримо влияет даже на положение земной оси.

Звучит удивительно и даже невероятно, однако исследователи пришли к выводу, что быстрое таяние арктических льдов стало причиной ускоренного смещения северного магнитного полюса Земли.

Отметим, что расположение северного и южного магнитных полюсов планеты изменчиво. Это не какие-то статичные точки на карте. В этом смысле не стоит путать северный магнитный полюс и географический Северный полюс Земли.

Это важное уточнение, потому что небольшое смещение магнитного полюса – нормальное и совсем не катастрофическое явление. В истории Земли неоднократно случалась даже инверсия полюсов: событие, когда магнитные полюса полностью меняются местами.

До середины 90-х годов XX века северный магнитный полюс понемногу дрейфовал в южном направлении. Однако в 1995 году учёные заметили, что полюс начал смещаться на восток, условно говоря, "переезжая" с территории Канады в Россию. Также с годами начала сильно расти скорость его движения: средняя скорость дрейфа полюса в 1995-2020 годах стала выше в 17 раз по сравнению с периодом 1981-1995 годов.

В новом исследовании, опубликованном в научном журнале Geophysical Research Letters, учёные делают вывод, что причиной перемещения северного магнитного полюса Земли на восток стало… перераспределение водной массы от тающих ледников.

Если представить, что Земля вращается вокруг своей оси подобно волчку, то смещение её центра тяжести вызовет и изменение оси вращения. Перераспределение тяжести водной массы запускает именно такой процесс.

Исследователи использовали данные совместной спутниковой миссии NASA и Германского центра авиации и космонавтики GRACE. Эта миссия собирала информацию о распределении массы на планете, измеряя изменения гравитации в разных её частях.

Предыдущие исследования дрейфа полюсов, основанные на данных миссии GRACE, выявили, что одной из его причин могут быть изменения во внешнем ядре Земли, состоящем из жидкого железа и никеля. Другие зафиксированные сдвиги в распределении массы были частично вызваны изменениями в запасах воды на Земле, кроме подземных вод включающих также замёрзшую воду в ледниках.

Эти изменения вызваны не только таянием льдов, но и промышленным выкачиванием грунтовых вод. Исследователи предположили, что именно эти антропогенные (вызванные человеком) изменения были одной из причин перемены направления и скорости дрейфа северного магнитного полюса.

Используя данные о таянии ледников и масштабах выкачивания грунтовых вод, исследователи рассчитали, как менялось распределение воды на Земле до начала миссии GRACE. Таким образом они выяснили, что причиной дрейфа полюса является не только потеря воды в арктическом регионе, но и истощение её запасов в других регионах.

Конечно, эти изменения в земной оси не влияют на нашу повседневную жизнь. Учёные говорят, что это может изменить продолжительность дня, но разве что на незаметные для нас миллисекунды.

Главной проблемой, к которой хотели бы привлечь внимание исследователи, является масштабное и не всегда контролируемое использование человеком земных запасов воды. Даже если выкачивание грунтовых вод происходит в Техасе или Индии, в масштабах планеты это влияет даже на движение северного магнитного полюса.

Напомним, ранее мы писали о том, что на вращение Земли влияли древние микробы.