Источник неизвестен: из центра Галактики исходит рекордное гамма-излучение

Ранее считалось, что подобное невозможно.

Фото Pixabay.

Исследователи из Китайской академии наук обнаружили в Млечном Пути гамма-излучение сверхвысокой энергии. Это рекордное излучение исходит из неизвестного источника и ставит перед учёными совершенно новые вопросы о природе гамма-излучения в Галактике.

Астрономы обнаружили, что из центра Млечного Пути исходит излучение невероятной энергии. Учёные зафиксировали сотни гамма-лучей со сверхвысокой энергией выше одного петаэлектрон-вольта, то есть 1015 электрон-вольт. Ранее считалось, что излучение такой высокой энергии не может производиться ни одним источником в нашей галактике.

Мы ранее подробно рассказывали о гамма-излучении и возможной природе его мощнейших вспышек: гамма-всплесков. Считается, что источником столь мощного космического излучения могут быть сверхновые, аннигиляция материи с антиматерией, а также пульсары.

Однако обычно энергия такого излучения измеряется в гигаэлектрон-вольтах (109 эВ), в особо выдающихся случаях – в тераэлектрон-вольтах (1012 эВ). В пределах родного для нас Млечного Пути гамма-лучи более высокой энергии испускает только Крабовидная туманность (в 2019 году энергия её излучения превысила 100 ТэВ).

Недавно китайский телескоп LHAASO, расположенный на Тибетском нагорье, зарегистрировал гамма-излучение с энергией выше одного петаэлектрон-вольта, что составляет 1000 ТэВ: это значит, что пойманные телескопом гамма-лучи в 10 раз "рекорднее" того, что считалось максимумом для нашей Галактики ранее.

Исследовательская группа обнаружила в общей сложности 530 фотонов сверхвысокой энергии, исходящих из 12 источников. Один из них заметно выделялся среди остальных: его характеристика составляла 1,4 ПэВ. Это наивысшее значение, зафиксированное астрономами в пределах Галактики за всю историю наблюдений.

Авторы работы считают, что источник этого рекордного излучения находится в области активного звездообразования в созвездии Лебедя. Эти мощнейшие космические ускорители частиц китайские специалисты назвали "ПэВатроны", хотя астрономы пока не могут объяснить, какие процессы смогли породить фотоны со столь выдающимися характеристиками.

Учитывая, что LHAASO пока только достраивается, исследователи ждут момента, когда обсерватория заработает в полную силу. Астрономы ожидают от этого аппарата новых открытий и планируют найти ответ на свои вопросы в ближайшем будущем.

Исследование было опубликовано в престижном научном издании Nature.

Ранее мы писали о том, что излучение из центра Галактики может быть сигналом от тёмной материи, а также о том, какие эффекты гамма-излучения говорят о его связи с неизвестными науке частицами.